Образ Василиска Семеновича Бородавкина (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)


«История одного города» - оригинальный роман Салтыкова-Щедрина, разоблачающий самодержавие. В центре внимания находятся образы градоначальников вымышленного автором города Глупов. Все они – представители разных типов управителей. Для того чтобы читатель ярче себе их представил, Салтыков-Щедрин использовал гротеск и фантастические элементы.

После Фердыщенко к власти приходит некий Василиск Семенович Бородавкин. На первый взгляд, это был положительный и деятельный человек. Его стремление к прогрессу немного пугало глуповцев. Бородавкин отличался невиданной для прежних градоначальников расторопностью. Он был въедлив, особенно относительно вопроса о выеденном яйце. Управитель всем своим внешним видом демонстрировал, что всегда готов к деятельности. Все пуговки на его одежде всегда были застегнуты, а фуражка и перчатки неотъемлемо были при нем. Об энергичности натуры также говорило то, что Василиск часто кричал и очень торопливо ел. Да и вообще все его движения отличались неоправданной торопливостью.


Изюминкой внешности Василиска Бородавкина было недремлющее око. Этот не закрывающийся глаз, который был по сущности дефектным, производил на всех сильное впечатление. Люди расценивали это как подтверждение того, что Бородавкин постоянно за всем наблюдает и размышляет. Если брать во внимание только эти факторы, то может сложиться мнение, что перед нами наконец-то достойный представитель власти. Он пытается внедрить просвещение в массы, улучшить жизнь граждан. Время правления градоначальника Василиска названо временем войн за просвещение. Управитель города пытался возобновить порядки, которые были при его предшественнике – Двоекурове. Этого человека Бородавкин уважал и считал самым достойным управителем.

Объявленная война за просвещение на самом деле оказалась рядом бессмысленных сражений за утверждение горчицы или пользу фундаментов из камня. Его хорошие намерения обернулись для жителей разорением.

Бородавкин мечтал о захвате Великой Византии. Слава полководца не давала ему покоя. Обобщив все стремления градоначальника, получаем следующее: захват Византии, установление просвещения и уважение населения.

Бородавкину удается добиться того, что глуповцы принимают ряд его просветительских изобретений. Но в результате градоначальник обнаруживает, что Глупов материально заметно истощился. К этому неприятному следствию добавилась французская революция. Бородавкин разочаровывается в идеях просвещения и начинает антипросветительскую деятельность.

Фантастическим элементом во время управления Василиска выступают оловянные солдатики, которые обладают способностью наливаться кровью – и разрушать ценности города. Начав войну против просвещения, Бородавкин принялся также пресекать бунты. Хотя явного недовольства даже не возникало.

Образ Василиска Семеновича Бородавкина – это тип деятельного управителя, который вредит населению, прикрываясь хорошими идеями.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Образы градоначальников в романе Салтыкова-Щедрина «Истории одного города»
  • Образ градоначальника Брудастого (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
  • Образ Савелия Кузьмича Щенков-Безделина (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)