Образ народа в повести Пушкина «Капитанская дочка»
«Капитанскую дочку» не зря считают энциклопедией русской жизни 18 века, ведь в ней Пушкину удалось показать жизнь простого русского человека в один из сложнейших периодов в истории нашего государства.
В повести «Капитанская дочка» Пушкин создает образ народа ни как серую и безликую массу, а как индивидуальность со своими взглядами, принципами и жизненной позицией. На страницах произведения мы встречаем несколько типов простого народа. Во-первых, это мятежники, по своей натуре они были активными и деятельными людьми, которые восстали против самодержавия и боролись за свою свободу. Во-вторых, это простые крепостные крестьяне. Они нашли свое отображение в образе Савельича. В-третьих, это «старинные люди», которые были обличены в образе семьи Мироновых. В-четвертых, это дворянство, представителем которого был Швабрин.
С помощью образа Савельича Пушкин напоминает нам про ту эпоху, в которой разворачиваются основные действия повести. Эпоху крепостного права и угнетения крестьян помещиками и дворянами.
Автор наделяет Савельича многими человеческими качествами такими, как порядочность, верность, доброта, привязанность и готовность в любую минуту отдать жизнь за своего барина. Именно этот, далеко уже не молодой человек, воспитал Петра Гринева, заложив в него те качества характера, которые в дальнейшем помогли герою справиться со всеми жизненными испытаниями. Савельич смыслом всей своей жизни считал служение своему барину. Хотя он и был крепостным по социальному статусу, он не был им по натуре и по духу. В образе Савельича Пушкин показал нам протест против устоев крепостного государства.
Следующим элементом образа народа становится семья Мироновых. Автор дает им название «старинные люди», ведь они были выходцами из народа и, не смотря на свое положение, остались близки ему. Мироновы были очень добрыми и порядочными людьми, в них было высоко чувство долга и ответственности. Так, после захвата мятежниками Белогорской крепости, Иван Кузьмич Миронов, будучи тяжело раненым, не признает власть Пугачева, за что расстается с жизнью. Он остался верен присяге, императрице. Миронов защищал те порядки (крепостное право), которые были ему чужды. Оставшись верным государству, он выступает против народа.
В образах Савельича и Миронова Пушкин показывает нам все негативное влияние крепостного права. В этих людях так велико чувство долга, что они не умеют жить по-другому. Они живут, также как жили их отцы и деды, прислуживая своему барину. Именно обеспечение счастливой и стой жизни является единственно их жизненной целью.
Наряду с открытым и добрым простым человеком, Пушкин показывает нам прослойку дворянства, которая не отличалась особыми человеческими качествами, была лицемерной и низкой. Для этого достаточно вспомнить поступки Швабрина: клевета на Машу Миронову, предательский удар в спину Гринева, переход на сторону мятежников.
Широта души и богатый внутренний мир простого русского человека открывается перед нами на пиру мятежников в честь взятия Белогорской крепости. Мятежники ведут себя как абсолютно равные люди, каждый может высказать свое мнение, даже поспорить с «царем-батюшкой». Их всех объединяет одна цель – борьба за свободную жизнь.
Кроме положительных качеств русского народа, Пушкин показывает нам и негативные его стороны. Так, мятежникам не чужд был разбой и грабежи, они были очень жестокими, иногда не оправдано. Пушкин объяснял этот народный гнев многовековым угнетение и порабощением простого люда. Теперь он восстал и готов мстить за это.
В своем произведении Александр Сергеевич показал нам без преувеличений свободолюбивый и мятежных характер русского человека. Он впервые рассматривал народные массы, как реальную политическую силу, которая способна изменить российское государство.