Образ Швабрина

Образ Швабрина в повести Пушкина «Капитанская дочка»


Повесть «Капитанская дочка» Александра Пушкина – это история о любви и ненависти, героизме и предательстве, благородстве и жестокости на фоне реального исторического события, Пугачевского восстания в империи во второй половине XVIII века.

Повествование ведется от имени рассказчика Петра Гринева, который одновременно является главным героем. Через призму его восприятия мы видим остальных персонажей, в том числе Алексея Швабрина. Ему отводится в повести второстепенная, но значимая роль. Он является антиподом главного героя, сочетает в себе множество негативных качеств: высокомерие, безрассудство, мстительность и т.п.

Образ Швабрина помогает автору подчеркнуть достоинства главных героев. Этот герой важен для создания и развития конфликта в повести. В противостоянии с ним главные герои учатся преодолевать препятствия, раскрывают в себе новые полезные качества, например, решительность и целеустремлённость.

Итак, Алексей Швабрин — второстепенный, отрицательный персонаж. Интересно то, что в повести часто называют разбойником и жестоким человеком Пугачева, но больший негатив все равно вызывает Швабрин. Дело в том, что даже «разбойник» умел быть милосердным и имел благородные цели в отличие от бесчестного и корыстолюбивого Швабрина.



Образ Швабрина - портретная характеристика

Алексей Швабрин является потомственным дворянином, как и главный герой, Петр Гринев. Он родился в богатой и влиятельной семье. Юноша получил хорошее образование, однако воспитан был плохо. Он не обладал аристократическим тактом и мог оскорбить человека язвительными и неуместными шутками.

Герой выбирает военную карьеру, и благодаря высокому социальному статусу попадает на хорошее место службы. Однако из-за безрассудного поступка (дуэли) его переводят в пограничную Белогорскую крепость.

Алексей не наделён привлекательной внешностью. Юноша был невысокого роста, его лицо имело неприятные черты и казалось слишком темным. Единственное, что могло показаться красивым в его облике – это черные как смоль волосы.

Первое впечатление Гринева о Швабрине было неплохим. Он ему показался умным и интересным собеседником. Однако позже выяснится, что он остроумный интриган.

Алексей постоянно подстраивается под обстоятельства и не упускает случая воспользоваться ситуацией, чтобы достичь своих целей. В борьбе с кем-то он проявляет свои худшие черты: мстительность, жестокость, бесчестность.

В речах Швабрина присутствует некая харизма и убедительность, что делает его потенциально опасным противником. Он хитер и умеет мастерски манипулировать другими персонажами и ситуациями.

Поступки героя соответствуют его аморальной сущности: клевещет на симпатичную ему девушку из чувства ревности; во время дуэли с Гриневым прибегает к коварству и ранит соперника; переходит на сторону бунтовщиков из корыстных побуждений; берет в плен Машу Миронову, чтобы склонить к замужеству; оговаривает Гринева, обвиняя его в содействии бунтовщикам.

Образ Швабрина - цитатная характеристика

Алексей Швабрин принадлежит к среде богатых дворян: «... Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние...»

Молодой человек хорошо образован, знает иностранные языки: «... Извините меня, – сказал он мне по‑французски...»

Внешность героя на протяжении повести претерпевает определённые изменения.

Так рассказчик описывает его вначале: «... молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым...».

Когда Алексей переходит на сторону бунтовщиков, то пытается выглядеть подобно казакам: «Он был одет казаком и отрастил себе бороду...»

А так он выглядит, когда его арестовывают за причастность к делу Пугачева: «... Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена...»

Среди немногих положительных качеств героя стоит выделить ум и остроумие: «... Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба...»

По мнению рассказчика, Швабрин слишком высокого мнения о своих способностях, например, он не так силен, как думает: «... Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее...»

В своих решениях и поступках герой руководствуется исключительно личными интересами. Ради выгоды, удовольствия или мести он способен вести себя жестоко, бесстыдно и нечестно: «... ты лжешь самым бесстыдным образом...»; «...все испытания, которым подвергал ее гнусный Швабрин...»


Взаимоотношения Швабрина с другими героями произведения

Главный герой, Петр Гринев, знакомится в крепости, куда был направлен служить, с молодым офицером Алексеем Швабриным. Вначале их отношения складываются удачно. Алексею было скучно в отдаленной от городской суеты крепости, и поэтому он решил развеять скуку в обществе нового коллеги. Однако когда Швабрин заметил симпатию между Гриневым и дочерью капитана, то преисполнился чувством ревности и жаждой мести. Так приятельские отношения переросли во враждебные.

У коменданта крепости была миловидная дочь Маша, которую заприметил Алексей Швабрин. Однако девушка каждый раз отвергала его попытки сблизиться, ведь понимала его настоящие низменные намерения. Но герой привык добиваться желаемого любыми способами, поэтому и в любви ведет себя бесчестно. Когда он увидел симпатию между нею и Гриневым, то решил помешать их счастью. Вначале Швабрин оговаривает Машу, потом берет ее в плен, но все равно проигрывает это «сражение».

Своеобразные взаимоотношения у героя с Пугачевым. Во время захвата крепости молодой офицер переходит на сторону бунтовщиков, однако не из честных, а корыстных побуждений. Швабрин к большинству людей относится высокомерно и насмешливо, но с предводителем бунтовщиков ведёт себя смирно и учтиво, понимая его силу и власть. Пугачев принимает Алексея в свои ряды и даже назначает его главным в Белогорской крепости. Но узнав о его подлых поступках от Гринева, Пугачев сменяет милость на гнев.

Эволюция Швабрина в процессе развития сюжета

Алексей Швабрин ‐ отрицательный персонаж, который является таковым на протяжении всей повести. Его образ не эволюционирует морально, хотя внешний облик и поведение молодого человека меняются в зависимости от ситуации.

Рассказчик в основном выделяет лицо и волосы Швабрина. Когда герой предстает в образе молодого офицера, его лицо красиво обрамляют чёрные волосы. А когда Алексей переходит на сторону бунтовщиков, то его внешний вид теряет былой намек на аристократизм, и теперь он одет, как казак, и носит бороду. Арест больше всего влияет на героя: он худеет, а черные волосы становятся седыми. Однако даже сильные волнения не изменяют Швабрина по-настоящему, ведь эгоизм и мстительность мешают ему извлекать уроки из неудач.

Прототипы Швабрина

Прототипом Алексея Швабрина является Михаил Шванвич. Он, как и герой повести, был дворянином и офицером. Во время восстания Шванвич вместе со своим полком попадает в плен к Пугачеву. Чтобы спасти свою жизнь, он присягает на верность царю-самозванцу. Пугачев использует образованного офицера для своего дела. После подавления восстания Шванвич отправляется в ссылку.

Пушкин обратил внимание на личность Михаила Шванвича из-за того, что тот был дворянином, перешедшим на сторону восставших против действующей власти.


Определение типического и индивидуального в образе Швабрина

Алексей Швабрин сочетает в себе множество негативных качеств, типичных для литературного или фольклорного злодея. Он умен, но использует ум только во благо себе, хитер и расчетлив. Говоря обобщенно, он является ярким олицетворением порока.

Его некрасивая внешность типична для сказочных и некоторых литературных отрицательных персонажей.

К индивидуальным чертам героя можно отнести его сообразительность и чувство юмора. Однако зачастую его юмор превращается в насмешки над кем-то.

Авторское отношение к Швабрину

Образ Алексея Швабрина, созданный Пушкиным, олицетворяет собой различные человеческие пороки: высокомерие, язвительность, мстительность, подлость, жестокость, неверность. Главный герой называет его «гнусный Швабрин».

Такому человеку очень сложно симпатизировать. Однако я считаю, что автор не относится к нему плохо или хорошо, ведь отвел ему особую роль. Швабрин является продуктом того времени, дворцовых интриг и переворотов. Он научился приспосабливаться к разным обстоятельствам, готов идти «по головам» и не чувствует при этом никакого стыда.

Швабрин – главный соперник Петра Гринева. В конце произведения Швабрин проигрывает «сражение», а Гринев наконец обретает счастье. Исходя из этого можно предположить, что автор на стороне благородного Гринева, а не бесчестного Швабрина.

Мое отношение к Швабрину

Алексей Швабрин – отрицательный персонаж, человек эгоистичный, вспыльчивый и часто проявляющий жестокость.

Как я отношусь к герою? В художественной литературе встречаются злодеи, которые умеют очаровывать, но это не относится к Швабрину. Он, на удивление, цельная натура: его ужасный внутренний мир совпадает с внешним обликом.

Я могла бы проникнуться сочувствием к Швабрину, ведь он потерпел неудачу в любви. Но он берет в плен возлюбленную и мучает ее, а это не заслуживает никакого оправдания.

Швабрин считает Гринева врагом, хотя тот не причинил ему никакого зла. Он не уводит у него возлюбленную, а честно выигрывает в любви. Но Алексей не может с этим смириться, ведь не умеет ни честно выигрывать, ни честно проигрывать. Единственное, что имеет для него значение – это удовлетворение его желаний. Такие эгоистичные люди не вызывают у меня уважения.

Итак, мое отношение к Швабрину отрицательное из-за его высокомерия, жестокости и безразличия к страданиям других людей.

Вывод

Алексей Швабрин — второстепенный, отрицательный персонаж, которому автор отводит важную роль в повести.

Пушкин считал, что целью художества есть идеал, а не нравоучение. Поэтому его Швабрин не просто отрицательный персонаж, а практически «идеальный» злодей. Он является воплощением зла, с которым борются главные герои и побеждают, став еще лучше.

Несмотря на то, что в повести присутствует «ужасный и страшный разбойник» Пугачев, пороки, которые олицетворяет Швабрин, кажутся еще страшнее. Так антигерой помогает автору раскрыть его творческий замысел.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ народа в повести Пушкина «Капитанская дочка»
  • История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в повести Пушкина «Капитанская дочка»
  • «Военный совет у Пугачева» - анализ эпизода повести Пушкина «Капитанская дочка»
  • «Береги честь смолоду» (по повести Пушкина «Капитанская дочка»)