Образ Петербурга в цикле «Петербургские повести» Николая Гоголя


«Петербургские повести» - это ряд произведений созданных Гоголем и объединенных в один сборник. Общей темой всех повестей является раскрытие проблемы «маленького человека». Кроме того, все произведения объединены одним местом действия – это Петербург 30-х – 40-х годов 19 столетия.

В цикле «Петербургские повести» Петербург предстает перед нами, как город обмана и лицемерия. Город, в котором правят деньги и высокие чины, где нет собственного мнения, а есть только мнение серой толпы.

Именно такую безликую толпу Гоголь показал нам в повести «Невский проспект». Главным действующим лицом этой повести стал Невский проспект. Все люди, которые проходили по нему были безлики. Их отличали только наряды, шляпки, усы, волосы, талии. Мы видим там все что угодно, кроме человеческих лиц.

Петербург – это город, который не терпит мнения отличного от мнения толпы. Толпа устанавливает правила игры и сама является судьей в этой игре.

Заканчивая повесть «Невский проспект», Гоголь словно предостерегает нас и говорит, чтобы мы не верили этому лживому и алчному проспекту. Он во все времена переполнен фальшивостью и обманом, здесь не имеет значение кто ты, здесь важно сколько у тебя денег.


Тема власти денег нашла свое отражение в повестях «Портрет» и «Шинель». Так, молодой художник Чартков был очень бедным. В свои работы он вкладывал душу, но общество не принимало его картин. В один из дней он решил набросать своеобразный шаблон и писать по нему, изменяя лишь небольшие детали. После этого он обрел славу и богатство. Чартков стал почитаемым членом того общества, которое ранее презирало его. С мнением художника стали считаться, он стал одним из них. Но в один момент Чартков понял, что выбрал губительный путь. В погоне за славой и признанием он предал свое предназначение. В конечном итоге, художник сходит с ума и умирает.

Аналогичная история происходит и с главным героем повести «Шинель» Акакием Акакиевичем Башмачкиным. Этот «маленький человек» был объектом насмешек своих коллег. Но стоило ему купить новую шинель, как отношение к нему резко поменялось. В честь его покупки устраивается светский вечер, он становится главным действующим лицом. Повесть заканчивается трагически, Акакий Акакиевич был ограблен, грабители похитили его новую шинель, он заболел и умер.

В цикле «Петербургские повесть» Гоголь показал нам Петербург, как город переполненный алчностью и личными интересами. К большому сожалению, Петербург стал зеркалом всей России того времени. Хотя прошло уже много лет ситуация не сильно изменилась. В нашем мире все также правят деньги и личные интересы.

«Петербургские повести» учат нас ценить собственное мнение и не поддаваться соблазну богатства и власти.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ «маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»
  • Образ Башмачкина в повести Гоголя «Шинель»
  • В чем смысл мистического финала повести Гоголя «Шинель»?
  • Значение образа шинели в одноименной повести Гоголя