Образы-символы в романе Белого «Петербург»


А. Белый – один из самых известных русских прозаиков-символистов. Его роман «Петербург» демонстрирует умение писателя закодировать в символах эпоху, показать при помощи символов неоднозначные натуры.

Центральный символический образ романа – Петербург. Во времена А. Белого он был столицей России. В произведении Питер символизирует Российскую Империю. На его примере писатель показал политический, социальный строй всего государства.

Неоднократно в романе упоминается Учреждение, в котором работал Аполлон Аполлонович. Учреждение – обобщенный, символический образ политического строя Российской империи. Подъезд Учреждения украшен фигурой «каменного бородача». Исследователи соотносят его с Медным Всадником. «Каменный бородач» - символ окаменения деяний Петра І. Государственность созданная Петром І постепенно разрушается. Вот почему Всадник негодует

Петербург нельзя представить без Невского проспекта и Медного Всадника. Эти образы также являются символическими. Невский проспект – символ всего Петербурга, его демонического начала. Под Медным всадником А. Белый подразумевает не только Петра І, но и дух Петербурга. Медный Всадник является героям романа во сне, в горячке.

В первых главах упоминаются острова, потом говорится о Васильевском Острове. Острова – символ неизвестности, низших слоев общества. Кроме того, их можно толковать как один из источников мятежей.


В романе также важную роль играет символика цветов. Выделяется красный цвет. Софья Петровна называет Аблеухова красным шутом, из «Дневника происшествий» петербуржцы узнают о красном домино. Весь Невский проспект, освещенный вывесками и витринами, кажется красным пятном. Красный цвет в романе принимает несколько значений – любви, ненависти, агрессии, крови. Само же красное домино – символ мести, безответной любви.

Желтый имеет не только позитивное значение, но также символизирует злобу, смерть. В романе эпитетом «желтый» обозначены чаще всего лица, и стены домов. Когда автор называет проспект «желтым пространством», создается впечатление мертвенности города.

Черный – символ неизведанности, мрака. Неоднократно в произведении появляются тени, которые обсуждают важные дела, касающиеся переворота.

На протяжении всего романа автор обращается к образу сардинницы-бомбы. Её можно считать символом совести. Бомба стала проверкой души Николая Аблеухова. Николай Аполлонович предстал перед выбором: спасти свою шкуру, свершив террористический акт против отца или угодить в тюрьму. Не зря писатель «упаковал» бомбу в сардинницу. Сардинница – детская игрушка. Она будто бы намекает, что поведение, характер Николая Аблеухова родом из детства. В одной из глав это подтверждает автор.

Описывая жилище Александра Дудкина, автор неоднократно упоминает о мокрицах. Это мерзкое существо – символ одиночества, состояния души Александа Ивановича.

Таким образом, символы в романе А. Белого «Петербург» играют очень важную роль. Они помогают автору реализовать идею и продемонстрировать свое восприятие эпохи.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Петербургские темы» в романе Белого «Петербург»
  • Анализ романа Белого «Петербург»
  • Анализ главы «Я гублю без возврата» романа Белого «Петербург»
  • Анализ главы «Невский проспект» романа Белого «Петербург»