Анализ романа Белого «Петербург»


В 1912 году А. Белый начал работу над романом «Петербург», а в 1913 году завершил его. Вдохновило писателя восхождение на пирамиду Хеопса. Кроме того, А. Белый был впечатлен произведениями коллег по перу о Петербурге. Литературоведы считают, что наибольшее влияние оказал «Медный всадник» А.С. Пушкина. В 1922 году А. Белый вернулся к тексту романа, проработал его, сократив почти на треть.

В анализируемом произведении можно выделить признаки урбанистического, социального, психологического романа и даже детективного жанра. Все эти признаки тесно переплетаются, благодаря чему автор создает сложные, глубокие образы и такой же сюжет.

Основная тема романа А. Белого – жизнь Петербурга в начале ХХ века, революции. На фоне указанной социальной темы писатель раскрыл такие морально-этические проблемы: любви и ненависти, отцов и детей, предательства. Заметную роль играет также тема жизни и смерти. Идея романа «Петербург» - осуждение революции, её негативного влияния на человеческие судьбы. Кроме того, писатель осуждает предательство, лживость, подлость.


В анализируемом романе развивается несколько сюжетных линий: жизнь семьи Аблёуховых, супружеская жизнь Лихутиных, роман Николая Аблеухова и Софьи Лихутиной, жизнь Александра Ивановича Дудкина. Сюжетные линии развиваются непоследовательно: автор говорит о каком-либо герое, потом обрывает рассказ и начинает повествование о другом герое, потом возвращается к предыдущему. Чтобы показать, что стало причиной того, что судьба героев сложилась именно так, А. Белый неоднократно пользуется приемом ретроспекции.

Все сюжетные линии романа «собирает» бомба-сардинница и подготовка к террористическому акту против сенатора Аполлона Аполлоновича Аблеухова. Сюжетные элементы романа определить нетрудно. Экспозиция – знакомство с Аполлоном Аполлоновичем и Николаем Апполоновичем Аблеуховыми. Завязка – появление в городе разночиинца с черными усиками и с узелком в руке. Развитие событий – передача Аблеухову-младшему узелка, рассказ об отношениях Николая и Софьи Лихутиной, появление на улице красного домино, ссора Лихутиной с мужем, события на балу-маскараде, раздумья Николая Аблеухова над тем, что делать с бомбой-сардинницей, встреча с Лихутиным, возвращение Анны Петровны из Италии. Кульминация – взрыв сардинницы. Развязка – Аполлон Аполлонович остается жив, но уходит в отставку и вместе с супругой уезжает в деревню, Николай уезжает за границу, где работает над книгой.

Композиция романа достаточно сложная. Произведение состоит из пролога, эпилога и восьми глав. В прологе А. Белый показывает свое видение Петербурга, в эпилоге рассказывает, как закончились судьбы центральных героев. Каждая глава и каждый раздел имеют оригинальные названия, при помощи которых авто концентрирует внимание на определенных событиях или чертах героев. Важную роль играют также несюжетные элементы: пейзажи, интерьеры, лирические отступы. Они помогают читателю окунуться в атмосферу Петербурга, а писателю – выразить свое мнение по какому-либо поводу.

Художественные средства – эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы – позволили автору показать его восприятие мятежного Питера.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образы-символы в романе Белого «Петербург»
  • «Петербургские темы» в романе Белого «Петербург»
  • Анализ главы «Я гублю без возврата» романа Белого «Петербург»
  • Анализ главы «Невский проспект» романа Белого «Петербург»