Особенности романа Чернышевского «Что делать?»


Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» имеет ряд особенностей, которые предназначены для полнейшего раскрытия авторского замысла.

Роман делится на шесть глав, которые также делятся на главки. Примечательно то, что названия носят бытовой характер. Все они имеют отношение к любовной сюжетной линии. По названиям глав можно проследить сюжет произведения. Главы "Первая любовь", "Замужество" являются традиционными, однако особенность идейного содержания уже прослеживаются в следующих названиях: "Вторая любовь", "Второе замужество". Здесь проявилось новаторство автора.

Особенностью является также то, что фабула не совпадает с сюжетом. Сцена самоубийства помещена в начало романа для привлечения читательского внимания. Только в середине повествования читатель понимает, кто же был тогда на мосту, а также узнает то, что самоубийство было инсценированным.

Композиция произведения построена так, что в повествовании проходят три времени: прошлое, настоящее и будущее. Писателю удалось передать это движение от старого к новому обществу. Во время этого движения на контраст "старых людей" появляются "новые люди", которые неосознанно стремятся к становлению "особенными людьми".


Особенностью романа также является то, что автор из-за цензурных соображений использует множество аллегорических образов: образ революции, различные образы грязи и множество других аллегорий.

Помимо образов-аллегорий автор использует различные иносказательные намеки-метафоры: особенный человек, новый порядок, перемена декораций.

Особенностью является то, что Н.Г. Чернышевский часто помещает в повествование лирические отступления.

Автор в вводит в повествование образ проницательного читателя, к которому он обращается на протяжении всего произведения. Образ проницательного читателя введен автором неслучайно, в нем отражена едкая насмешка над публикой обывателей, которая ничего не понимает в настоящем искусстве, но которая уверена в своей образованности и культуре. Помещая в повествование данный образ, Н.Г. Чернышевский хотел, чтобы человек, который читает роман, делал это осознанно и детально, а главное - "проницательно", ведь многое в произведении скрыто от глаз обыденного читателя. Невозможность прямо и открыто продемонстрировать свои мысли заставляет писателя обратить внимание читателя на описываемые события. Без проницательности читателю сложно понять различные аллегории и метафоры.

Помимо обращений к проницательному читателю, писатель обращается и к самим героям, что является ещё одной особенностью романа.

Таким образом, Николай Григорьевич Чернышевский не мог прямо и явно выразить свои истинные мысли и идеи в романе «Что делать?». Для того чтобы поднять актуальные проблемы своего времени автор использует различные приемы, с помощью которых удалось завуалировать революционные настроения. Это уже указывает на огромный талант писателя, которому удалось опубликовать такое произведение, пройдя цензуру.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Чернышевского «Что делать?»
  • История создания романа Чернышевского «Что делать?»
  • «Старые люди» в романе Чернышевского «Что делать?»
  • Проблематика романа Чернышевского «Что делать?»