Пейзаж и его роль в рассказе Горького «Старуха Изергиль»


Пейзаж в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» выполняет несколько функций.

Природа является фоном всех событий, происходящих в легендах о Данко и Ларре, а также при разговоре старухи Изергиль с рассказчиком.

Действие всех трех частей происходит в экзотических местах, что характерно для направления романтизма. Так, пейзаж выполняет функцию определения направления, в котором работал М. Горький.

Когда повествователь знакомится со старухой, был вечер. Герои лежали под густой тенью лоз винограда. Ветер, который «тек широкой, ровной волной», иногда «прыгал через что-то невидимое» и играл с волосами женщин, ушедших вместе с мужчинами на берег моря. В воздухе были морские запахи и запахи испарения земли, которую смочил дождь. На небе плыли разных очертаний и красок тучи. Оттенки сизых, пепельно-голубых, матово-черных и коричневых туч соединялись с темно-голубыми клочками неба, на котором виднелись золотые звезды. На небе также была луна, которая имела «кроваво-красный» диск. Все действие происходит на морском берегу: под Аккерманом, в Бессарабии. Такая пейзажная зарисовка уже указывает на сказочность действий, о которых пойдет речь далее. Море, по словам рассказчика, «тихо вторило началу» легенд.

В перерыве между рассказом старухи Изергиль рассказчик делает акцент на природу, которая будто вторит словам героини. Пейзаж дополняет образ старухи Изергиль, показывает ее отношение к рассказанному.


Помимо фона действий, пейзаж выполняет и другие, более важные функции. Вся природа демонстрируется как живой организм, который ни от кого не зависит. Пейзаж символизирует предстоящие события, рассказанные устами старухи Изергиль.

Так, в легенде о Ларре гром, который возникает тогда, когда на небе не было ни одной тучи, говорит о том, что наказание было подобрано старейшинами верно: природа будто поддерживало желание людей оставить Ларру в гордом одиночестве, которое способно принести ему горе.

Действие истории о Данко происходит на фоне непроходимых лесов. Эта зарисовка является двигателем сюжета, ведь именно из-за высоких и зловещих деревьев начинает гибнуть племя Данко, который решается изменить это.

В легенде о Данко наблюдается прием антитезы. Непроходимые леса, олицетворяющие темные силы, сменяются на лес, освещенный «факелом» горящего сердца Данко. В кульминационный момент, когда люди стали роптать на Данко, пейзаж становится все более зловещим. Это раскрывает особенности конфликта между «толпой» и идеальным, романтизированным героем. Когда темный лес расступился перед народом, люди окунулись «в море солнечного света и чистого воздуха». От заката река казалась людям красной, точно такого же цвета, как и сердце Данко, который умер ради благополучия своего народа. Красный цвет в данном случае является символом бескорыстного служения людям.

Таким образом, природа является не просто фоном, но и способствует раскрытию образов старухи Изергиль, Ларры и Данко, а также иллюстрирует конфликт произведения.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Ларры и Данко
  • Анализ легенды о Данко (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Анализ легенды о Ларре (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
  • Почему рассказ Горького называется «Старуха Изергиль»?