Пейзаж в рассказе Шаламова «Ягоды»


В рассказе Варлама Шаламова «Ягоды» особую роль играет пейзаж. Во-первых, он указывает на время действия. Зимний день, снег, заиндевевшая трава, мороз – это говорит о том, что действие происходит в один из холодных и «бесконечных» зимних дней.

В начале повествования описывается вечер, так как заключенные возвращаются в тюрьму, им дико хочется есть и спать.

Следующий день с помощью пейзажных зарисовок описывается в динамике. Сначала это утро, когда заключенные вновь выходят на работу. Когда рассказчик и его товарищ Рыбаков собирают ягоды, приближаясь к запретной зоне, солнце «спускалось к горизонту». Совсем скоро конвоир собрал отряд, чтобы вернуться в тюрьму. В. Шаламов описал целые сутки из жизни зеков.

Во-вторых, пейзаж указывает и на место действия. Заключенные под охраной конвоиров отправляются в «вырубленный еще прошлой зимой» лес для того, чтобы зеки собрали все, чем можно топить печи. Заключенные вырывали высокие пеньки, пилили их и складывали. Показывается разрушение и так разрушенного леса.


На тех деревьях, которые остались нетронутыми, конвоир повесил вешки из травы. Эта желтая и серая сухая трава становится символом запрета, символом смерти.

Повествователь особое внимание уделяет описанию ягод: леденеющий, промороженный шиповник; перезревшая, тронутая морозом брусника, сморщенная голубика. Рассказчик не зря использует для характеристики собираемых им ягод слова, связанные с зимним морозом. Ягоды уже перезрели и переморозились, поэтому у них другой и непохожий вкус. Ягоды, тронутые морозом, как отмечает повествователь, совсем не похожи на ягоды зрелости и сочной поры. Это ягоды, которые скоро перестанут существовать, они умрут, как и умрут заключенные. Ягоды – единственное, что остается от прежней жизни, – становятся символом разрушения природы и человеческой личности. Рыбаков собирает ягоды не для себя, а для повара, который обещал ему дать вместо банки ягод хлеб. Последние ягоды находятся за пределами разрешенной зоны, природа оказывается запретной для заключенных.

Пейзаж, в-третьих, показывает, каков человек на фоне природы. Когда Серошапка убивает Рыбакова за то, что тот вышел в запретную зону, его труп описывается в сравнении с природой. Герой лежал «маленький», а небо, горы и река были огромны настолько, что «бог весть сколько» людей можно было положить в это пространство. Автор описывает человека как часть природы, которая намного объемнее и масштабнее. «Маленький» человек Рыбаков и «огромная» природа демонстрируют то, что убийства заключенных – это обыденное дело, никто не удивляется тому, что совершил Серошапка.

Таким образом, в рассказе В. Шаламова «Ягоды» пейзаж выполняет несколько смысловых функций: указывает на время действия (зимнее время; переход от вечера к утру, а затем вновь к вечеру), указывает на место действия (умирающий лес с замороженными ягодами), а также демонстрирует значение человека на фоне природы (Рыбаков, как и все заключенные, – «маленький» человек по сравнению с «огромной» природой).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чём смысл заглавия рассказа Шаламова «Ягоды»?
  • Сюжет рассказа Шаламова «На представку»
  • Описание быта «блатных» в рассказе Шаламова «На представку»
  • Образ Севочки в рассказе Шаламова «На представку»