Проблематика и основной конфликт пьесы Вампилова «Утиная охота»


Александр Вампилов – широко известный русский драматург, трагически погибший в возрасте 35 лет. Его литературное наследие – три одноактные пьесы и 4 многоактные. Творчество этого автора принято считать новаторским, перевернувшим все представления, существовавшие в драматургии до него.

Писатель предлагает нашему вниманию своего современника, человека молодого и амбициозного, но столкнувшегося с крахом всех надежд и идеалов.

Вампилов с необыкновенной реалистичностью показывает советские застойные времена. Ту эпоху, когда ситуация настолько критична, что из нее просто нет выхода, но надо как-то жить дальше. Герои драматурга – полные сил молодые люди, лишенные возможности жить так, как они этого хотят, и как позволяет их потенциал.

В основе пьес Александра Вампилова отнюдь не драматический конфликт, этим он и выбивается из ряда других авторов. Его пьесы несут в себе исповедь, но герои бездействуют. Ничего трагического в его произведениях нет.

На сцену выходит действующее лицо, которое на протяжении всех сцен пытается разобраться в самом себе и в том мире, который его окружает. Вся суть заключена в том, что герой пытается постичь свое самосознание. Вампилов – удивительный автор, он предлагает актерам сыграть то, что невозможно представить в действии. И все же это получается.

«Утиная охота» - зрелая пьеса автора. Главной проблемой, положенной в основу этого произведения, является снижение роли духовных ценностей.

Вампилов показывает читателям полтора месяца из жизни Виктора Зилова. Его воспоминания становятся сюжетной линией.


Авторская позиция легко прослеживается в ремарках. Это традиционно в драматургии. Правда, что касается Вампилова, то его ремарки пространные и однозначные, сценаристы действуют четко в их рамках, не допуская свободы.

Отношение автора к героям можно увидеть и в диалогах действующих лиц. Оценочные характеристики для окружающих с легкостью и завидным постоянством раздает главный герой – Зилов. Ему Вампилов позволяет многое, он напоминает шута, с которого спрос минимален. Да и не зря над ним постоянно подшучивают, причем даже самые близкие люди. И эти шутки не всегда безобидны.

Окружающие испытывают к Зилову массу чувств – ненависть, злость, ревность. Как видите, здесь полностью отсутствуют положительные эмоции. Может, Виктор и заслужил их. Впрочем, как и любой другой человек.

Зилов не может ответить, что он любит больше всего, хотя все вокруг точно знают ответ на этот вопрос – Виктор любит охоту. Своеобразный комизм ситуации придает и то, что он при этом до конца пьесы не снимает охотничьих принадлежностей. Это своеобразный лейтмотив маски ,который не раз использовал Вампилов в своем творчестве.

Утиная охота для главного героя – свобода, возможность вырваться из общественных оков того времени. Это избавление, начало нового и счастливого пути.

В «Утиной охоте» нельзя однозначно назвать отрицательных и положительных персонажей, все они несчастные люди, жизнь которых не сложилась, да и могла ли сложиться?




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Зилова в пьесе Вампилова «Утиная охота»
  • Женские образы в пьесе Вампилова «Утиная охота»
  • Система образов в пьесе Вампилова «Утиная охота»
  • Смысл финала пьесы Вампилова «Утиная охота»