Проблематика рассказа Толстого «После бала»


Писатель Александр Мень назвал Льва Николаевича Толстого «голосом совести». Такую оценку получил удивительный человек и мудрый писатель, всю жизнь занимавшийся самосовершенствованием. Во всех своих произведениях он рассматривал общую проблему поиска правильных убеждений в жизни. Таков и рассказ «После бала» (1903 г.)

Толстой протестует против насилия, лицемерия, осуждает унижение человеческого достоинства. Писатель размышляет о том, как один случай может изменить мировоззрение человека.

Иван Васильевич, всеми уважаемый мужчина преклонных лет, рассказал свою историю. Годы его беспечной студенческой молодости проходили весело и интересно. Беззаботная, сытая жизнь – что еще желать. Влюбленный в дочку полковника Вареньку Б…, он строил планы на счастье, карьеру военного, как и многие молодые люди его круга. Но однажды попал в такую ситуацию, которая изменила его самого и его судьбу. После веселого ночного бала, где был счастлив со своей Варенькой и где с умилением наблюдал трогательный танец нежного отца и красавицы дочки, он неожиданно стал свидетелем безжалостной экзекуции. Организатором ее оказался полковник, отец любимой Вареньки.


Увидев отвратительную сцену казни, истерзанного побоями солдата, просившего слабыми всхлипами «помилосердовать», Иван Васильевич почувствовал, что его вот-вот «вырвет всем тем ужасом, который вошел … от этого зрелища». Он долго не мог спать: перед ним вставали страшные картины зверской казни. У Ивана Васильевича, еще совсем молодого человека, в душе ощущалось чувство стыда за случившееся. Нравственное потрясение, которое он пережил в это утро, изменило его жизнь. Оно помогло «выработать, выяснить себе свою совесть, а потом и жить по ней». Молодой человек взглянул на внешне образцовую жизнь провинциального дворянства другими глазами. Он пытался понять, что знает полковник такое, что неизвестно ему, что вызывает в нем такие переживания. Ответа не нашел. Но перемены в себе самом заметил: его перестала интересовать военная карьера, да и любовь к Вареньке постепенно прошла.

Толстой не показал, чем занимался Иван Васильевич в дальнейшем. Но с уверенностью можно сказать, что именно совесть направляла его. Обронив в разговоре, что он нигде не служил и никуда не годится, услышал от собеседников: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Он уважаемый человек, о чем говорит отношение окружающих к нему.

Причиной всех несчастий писатель считал потерю совести современным человеком: «люди живут не по совести». А еще дальше уточнял: «… не по своей совести». Именно так живет отец Вареньки Петр Владиславич. Где этот внутренний контролер, когда полковник устраивает казнь беглого татарина? Он, служака николаевской выправки, научился глушить в себе все человеческое, стараясь «делать все по закону». Может быть, это долг, обязанность, предписанная уставом, заставляли его быть зверски жестоким? Неужели чувство долга избавляет от переживаний совести? Не допустить побегов из казармы можно не только бесчеловечными наказаниями. Доброе отношение к солдату, разговор о наболевшем, участие в нелегкой солдатской жизни – эти действия командиров принесли бы больше пользы.

О чем думал писатель, создавая свой удивительный рассказ? Может быть, о том, что прочитавшие его люди будут внимательнее слушать свой «голос совести» и совершать больше добрых поступков.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания рассказа Толстого «После бала»
  • Какой нравственный выбор сделал герой рассказа? В чём смысл его поступка? (по рассказу Толстого «После бала»)
  • Над чем заставил задуматься рассказ Толстого «После бала»?
  • В чём особенность экспозиции и ее роль в рассказе Толстого «После бала»?