Роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри»


В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» важную роль играет пейзаж.

Действие поэмы происходит в весьма необычной пейзажной обстановке, каждая пейзажная деталь экзотична. Центральный персонаж Мцыри действует на лоне природы. Все это подчеркивает принадлежность поэмы к литературному направлению романтизма.

Пейзаж помогает раскрыть умение Мцыри видеть красоту природы и искренне любоваться ею. Главный герой признается, что в момент побега из монастыря он рад «обняться с бурей». На протяжении трехдневных скитаний Мцыри обращает внимание на окружающую обстановку, отмечая мельчайшие детали.


В поэме наблюдается два вида пейзажа: природа, которую видит Мцыри во время скитаний после побега из монастыря, и природа Кавказа, которая выступает в качестве воспоминаний Мцыри о своем детстве на Родине. Та природа, которую Мцыри видит после побега, вызывает у него воспоминания о родной природе. Кроме того, о родной природе Мцыри с особой теплотой и в то же время с грустью вспоминает, находясь в монастыре.

Величественная и одновременно дикая природа Кавказа подчеркивает сильный характер горцев, которые наполнены любовью к свободе. Все явления природы в поэме представлены свободными, и этим они отличаются от Мцыри, который долгое время находился в монастыре как пленник. Возможность наблюдать за природой, которую Мцыри получил после побега из монастыря, стала одним из проявлений полученной свободы, любование природой вызвало у Мцыри много новых эмоций, которые он не мог испытывать, существуя в монастыре.

Романтический персонаж Мцыри, оказавшись одиноким и непонятым людьми, находит единство с природой. Природа отражает внутренний мир Мцыри: могучая, мощная природа Кавказа родственна страстной натуре Мцыри. Природа подчеркивает его внутреннюю силу, смелый и храбрый характер центрального персонажа.

Природа в поэме является не столько фоном действий, сколько действующим лицом, выполняющим конкретные действия. Она взаимодействует с Мцыри, являясь ему то другом, то врагом. Дружественное отношение природы к Мцыри проявляется уже в том, что она помогает ему сбежать из монастыря: пока во время грозы монахи испуганные «ниц лежали на земле», Мцыри сбежал. М.Ю. Лермонтов подчеркивает: в отличие от монахов, для которых природа полностью чужда, Мцыри чувствует к природе влечение. В эпизоде с барсом природа и враждебна Мцыри, и сливается с ним воедино, поскольку в «смертельном бою» с барсом показано, что Мцыри похож на это дикое животное. В финале скитаний Мцыри природа выступает по отношению к Мцыри враждебно, не давая ему исполнить свою мечту, касающуюся возвращения на Родину и обретения счастья. М.Ю. Лермонтов, показывая, что из друга природа постепенно превращается во врага, выражает мысль о том, что Мцыри, как бы сильно не пытался слиться с природой воедино, терпит поражение. Невозможность соединиться с природой, чуждость ей подчеркивают одиночество Мцыри, невозможность разрешить главный конфликт.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какова цель побега Мцыри? (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
  • Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний? (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
  • Почему погиб Мцыри? (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
  • Жизнь Мцыри в монастыре (по поэме Лермонтова «Мцыри»)