Роль пейзажа в рассказе Горького «Челкаш»


Рассказы Максима Горького, написанные писателем в 90-е годы XX столетия, поднимают проблемы во взаимоотношениях людей. В это время автор находится в поисках своего героя. Но, как ни странно, большое место в его рассказах занимает пейзаж. Горький противопоставляет картины природы жизни своих персонажей. Посмотрим, каковы функции пейзажа в знаменитом рассказе писателя «Челкаш»?

В названном произведении пейзаж служит обрамляющим сюжетным звеном: с него начинается действие, им же и заканчивается.

Открывает рассказ так называемый индустриальный пейзаж – морской порт. Прямо скажем, картинка не впечатляющая: мутное небо, потемневшее от пыли, расстилается над грязными волнами, которые и сами подавлены, и лишь тихо ропщут. Помимо унылой картинки, есть еще и звуковой ряд, он очень разнообразен: звон цепей, грохотание вагонов, крики людей, стук, свист. Вся эта оглушающая музыка обычного трудового дня нарушает гармонию природы.

Автор проводит интересную связь между портом и богом торговли – Меркурием. Горький рисует и людей, которые суетливы и ничтожны в сравнении с тем, что они же сами и создали. Да и величественный пейзаж еще более подчеркивает их рабский труд. И все же здесь Горький четко намекает на то, что человек пытается подавить природу, разрушить ее красоту, посягает на величие.


Это, конечно, не единственное описание природы. Следующие пейзажные зарисовки автор вводит в качестве сопутствующей характеристики главного героя Челкаша. Гришка внутренне абсолютно свободный человек: у него нет жилья, семьи, родных, деньги легко приходят в его руки и так же легко уходят, они не имеют над ним власти. Любит же Челкаш только море. Это бесконечная водная гладь живет будто в унисон с его душой. Созерцание огромного водного пространства никогда не надоест Гришке, лишь здесь на время успокаивается его бунтующий дух, жаждущий новых впечатлений.

Гаврила же, напротив, боится этой темной стихии, ему чуждо море. Ночью же оно вселяет в него настоящий ужас, молодому человеку хочется быстрее вернуться на берег.

Именно в этом эпизоде с помощью описания ночного моря автор показывает различие между главными героями.

И последняя пейзажная зарисовка дается в самом конце рассказа, завершая повествование. Море в ней гневное, оно бешено кидает свои волны на берег. На фоне трагедии, которая развернулась между мужчинами, Горький рисует приближение бури, дождь все усиливается и вот уже льет, не переставая. Пространство наполнено ревом и гулом, ветер все сильнее швыряет волны, море совсем разбушевалось, теперь его будет сложно унять. Несколько раз автор обращает внимание на силу дождя. Вот уже он смывает пятно крови с песка, а потом и следы людей, как бы заставляя и нас забыть об этой драме. Да и разве имеют значение наши мелкие страсти в сравнении с величественной бушующей стихией

Максим Горький проводит параллель между пейзажем и жизнью людей, и предпочтение автор явно отдает природе, а не человеческому обществу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Актуальность рассказа Горького «Челкаш» в наши дни
  • Счастье в рассказе Горького «Челкаш»
  • Чему учит рассказ Горького «Челкаш»?
  • Отзыв о рассказе Горького «Челкаш»