Словесный портрет сцены прощания князя Олега с конем (по балладе Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»)
Великий русский классик Александр Пушкин написал удивительную балладу «Песнь о Вещем Олеге». В ее основе лежит легенда о древнем князе Олеге, которого за мудрость называли вещим. Легенда в летописи записана прозой и имеет формальный характер. Пушкин вдохнул в эту историю новую жизнь. Князь в балладе изображен более чувствительным, чем в летописи. Особенно это видно в сцене прощания с конем.
Олег прощается с конем дважды. Первое прощание описано очень трогательно. Могучий владыка сокрушен тем, что придется расстаться с верным боевым товарищем, его конем. Он угрюмо слезает с коня, гладит его по крутой шее. Князь называет скакуна не только верным слугой, но и своим товарищем. Прощаясь, он просит помнить его.
Узнав о том, что погибнет от коня, Олег пытается обмануть судьбу. Поэтому он отсылает от себя своего верного боевого товарища. Как можно оценить его поступок? Можно ли оправдать предательство верой в пророчество или нет? Каким бы ни был ответ, но стоит заметить, что Олег поступает с конем гуманно. Он не уничтожает его, а наоборот, проявляет заботу. Владыка приказывает слугам покрыть скакуна попоной, ковром и отвести в богатый луг. Так же он велит им купать коня, кормить самым лучшим зерном, поить ключевой водицей. Олег чувствует, что предает верного друга, и поэтому старается хоть как-то отблагодарить его за годы службы.
В первой сцене прощания с конем Олег проявляет себя с лучшей стороны, несмотря на ситуацию. Да, он проявил слабость, поверив в пророчество, но сделал все, чтобы его конь ни в чем не нуждался.
Прощание Олега и коня автор описывает, как расставание двух сильно привязанных друг к другу душ. Несмотря на свой титул, могучий владыка склоняет голову к верному животному. Всегда решительное лицо его сейчас угрюмо, омрачено думой.
Александр Пушкин описал прощание двух товарищей очень лирично, желая подчеркнуть важность этого момента.
Второе же прощание Олега было с костьми коня. В этой сцене чувства Олега двойственны. Он жалеет своего одинокого друга, жалеет, что поверил словам кудесника. Но, также, князь ликует, чувствуя, что победил свою судьбу. «Твой старый хозяин тебя пережил», - говорит Олег, наступая на череп коня. И тогда сбывается пророчество, с черепа выползает змея и жалит великого князя.
В балладе автор поднимает важный философский вопрос: можно ли уйти от судьбы или нет. Князь Олег пытается изменить судьбу, и когда ему кажется, что сумел это сделать, пророчество все равно сбылось. Может быть, ошибка Олега в том, что он высмеял слова мудреца, проявив высокомерие.