Смысл названия рассказа Бунина «Цифры»
Рассказ И.А. Бунина «Цифры» не зря имеет такое название. Оно выполняет несколько функций. Образ цифр является символичным. Его можно рассмотреть с нескольких сторон, на первый взгляд противоречивых самим себе, но соединяющихся воедино.
Во-первых, цифры являются причиной ссоры между рассказчиком-дядей и его племянником Женей. Мальчик просит дядю показать ему цифры, на что получает отказ. Дядя обещает показать цифры завтра, но Женя не согласен с такой позицией. Он пытается сделать так, как хочет он. Однако дядя непреклонен. Это становится причиной внешнего конфликта.
Во-вторых, цифры – это объект желания Жени. Мальчик проснулся с мыслью о том, что он хочет научиться писать, считать и рисовать. Поэтому цифры становятся своеобразной мечтой мальчика. То, что дядя отказывает ему в показе цифр, делает мечту Жени менее осуществимой, но в то же время более желанной. Мечта ребенка полностью охватывает мысли Жени, который считает, что должен получить желаемое прямо здесь и сейчас. Мальчик борется за свою мечту, поэтому совершает своеобразный бунт, вставая против взрослых.
В-третьих, цифры являются своеобразным символ знания. Мальчик мечтает о приобретении новой информации, новых способностей. Стремление к познанию – вот что характеризует Женю. Его просьба бескорыстна, он всего лишь хочет научиться считать и писать цифры. Так, цифры становятся символом детской мечты, которая оказывается в чем-то банальной, но очень искренней. Самим рассказчиком подчеркивается любознательность Жени. Он просит у дяди не предметы баловства и игр, а объект познания, который поможет мальчику стать умнее и образованнее. С самого утра ребенок думает о тетради с карандашами, мечтая прикоснуться к новому и чудесному миру цифр. Однако жизнь показывает, что не все желаемое осуществляется сразу. Все же Женя не отказывается от своих намерений, он не отказывается от мечты научиться писать цифры.
В-четвертых, цифры обозначают расчет взрослых. В произведении показан конфликт мировоззрения взрослого человека, который уже имеет жизненный опыт, и взглядов ребенка, который еще многого не понимает. Женя не понимает, почему он должен ждать завтрашнего дня, чтобы научиться считать, а дядя не может ему этого объяснить. Он рассказывает о своих чувствах: ему было лень дойти до города. С одной стороны, дядя понимает, что, отказывая мальчику, приносит ему боль, а с другой стороны, он не понимает, насколько мечта мальчика была велика, ведь сам дядя уже знал цифры, для него стремления мальчика были незначительным событием. Получается, что цифры, которые стали основой конфликта между героями, способствуют приобретению опыта не только для Жени, но и для дяди, который смог спустя время посмотреть на свой поступок со стороны.
В финале произведения дядя понимает, что он был неправ, ему стыдно. Именно поэтому он соглашается показать Жене цифры. Когда мальчик аккуратно и старательно выводит цифры на бумаге, дядя любуется племянником, видя то, что тот по-настоящему счастлив.