Сравнительная характеристика Стефана и Варфоломея (по летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»)


Стефан и Варфоломей были братьями благочестивых Кирилла и Марии. Всего в семье было трое детей: Стефан старший, Варфоломей средний и Петр младший. Воспитывали детей родители одинаково, тем не менее Варфоломею никак не удавалось освоить грамоту. Мальчика часто ругали за это, а он обращался к Богу и просил, чтобы тот вразумил его. Стефан и Петр избежали этих проблем и быстро научились читать.

В детстве Варфоломей был благочестивым ребенком. Он постился, иссушал свое тело, соблюдал душевную и телесную чистоту. В нем было собрано все доброе и благонравное, что должно быть у человека.

Достигнув зрелости, Стефан женился и думал «как угодить своей жене», Варфоломей же видел свое предназначение в другом и старался «угодить Богу». Однако старший сын вскоре потерял супругу, она рано умерла, оставив ему двоих сыновей — Климент и Ивана. После чего Стефан ушел в монастырь Пресвятой Богородицы города Хотькова недалеко от Москвы.


Однажды Варфоломей пришел к своему брату и предложил разделить с ним служение Богу. Несмотря на сомнения, Стефан не смог отказать ему в просьбе. Монахи отправились жить в пустынное место.

Варфоломей, благочестивый, терпеливый, смиренный, уважительно относится к родителям и старшим. Он сам предлагает выбрать Стефану название обители, в которой они поселились. Вспомнив эпизод в церкви, старший брат решает назвать ее во имя Святой Троицы. Однако вскоре инокам пришлось расстаться друг с другом. Стефан не выдержал жизни в лишениях. Он не был настолько выдержанным и сильным как Варфоломей. В Житии говорится, что монах покинул церковь Святой Троицы, потому что та находилась далеко от дорог, у братьев часто не было еды. К тому же Стефан был более общительным, жизнь в одиночестве была тягостна для него. Уехав от младшего брата, инок поселился в келье и вел добродетельную жизнь. Вскоре его назначили игуменом монастыря святого Богоявления.

Варфоломей же продолжал вести праведную жизнь. Вскоре он принял постриг и стал нарекаться Сергием. Когда он стал игуменом Свято-Троицкого монастыря, Стефан возвращается к брату вместе со своим сыном Иваном. Сергий становится духовным наставником племянника. Но вскоре мы узнаем о новых чертах характера Стефана. В нем есть эгоизм, зависть, злоба. Однажды он в сердцах сказал обидные слова о брате своем. Сергий же, услышав об этом, не стал упрекать брата, а ушел в пустынное место, чтобы замаливать грехи родного человека. Этот эпизод показывает различие в характерах этих людей.

Позднее братья помирятся, но автор Жития больше не будет упоминать имя Стефана, так как не посчитает его достойным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Варфоломея в летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»
  • Какое место в описании жизни Сергия Радонежского занимают рассказы о чудесах и знамениях? (по летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»)
  • Сочинение-описание по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
  • Сочинение-описание по картине Нестерова «Труды преподобного Сергия»