Тема чести в романе Пушкина «Евгений Онегин»


А.С. Пушкин в своем романе в стихах «Евгений Онегин» поднимает проблему чести.

Данная тема ярко звучит в эпизоде дуэли между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским. Главный герой понимает, что поступил неправильно, когда заставил сердце своего друга ревновать, однако Онегин уже не мог отказаться от дуэли, потому что понимал, что секундант Ленского Зарецкий всем вокруг расскажет об отказе Онегина. Центральный персонаж испугался «общественного мнения». Это говорит о том, что честь в понимании Евгения Онегина была схожа с пониманием чести всем светским обществом. Избежать дуэли – значит, опозорить себя. Онегин не хотел этого. Здесь А.С. Пушкин показывает противоречивость образа главного героя: Евгению Онегину противны законы высшего света, но он подсознательно им следует.


Дуэли между Онегиным и Ленским могло бы и не быть. Однако Владимир был слишком страстной натурой, что танец Онегина с Ольгой он посчитал оскорблением как собственной чести, так и чести его возлюбленной. Владимир Ленский хотел показать, что не намерен терпеть таких выходок даже от своего друга. Однако романтичный и мечтательный поэт не смог увидеть истину: Ольга не такая, какой он себе ее представлял. Желание защитить честь закрыло Ленскому глаза. Он хотел стать спасителем Ольги, потому что посчитал, что поступок Онегина оскорбил ее. А.С. Пушкин показывает, что Владимир Ленский рассматривает честь с точки зрения литературных традиций, не задумываясь о реальности.

С честью связан и образ Татьяны Лариной. Влюбившись в Евгения Онегина, она признается ему в любви с помощью письма. В те времена данный поступок был недопустимым для девушки. Однако Татьяна ставит свою честь на кон, чтобы попытаться добиться счастья рядом со своим возлюбленным. Это показывает, что для незамужней героини собственное счастье становится важнее чести. Но все меняется, когда Татьяна Ларина выходит замуж. Спустя несколько лет она встречается с Евгением Онегиным, который признается ей в своей любви. Татьяна могла полностью отдаться взаимной любви, но не делает этого, потому что не хочет ставить на кон честь: она замужняя женщина, поэтому не может ответить Онегину взаимностью. Эти два противоположных поступка Татьяны Лариной говорят о том, что у нее свое понимание чести. Она не руководствуется понятием, которым пользуются представители светского общества, она прислушивается к собственному сердцу. То, что кажется ей безнравственным, Татьяна не совершает. Героиня верна самой себе, и честь для нее – это внутренний, а не внешний показатель.

Таким образом, честь для Евгения Онегина – внешний признак, который зависит от общественного мнения, для Владимира Ленского – романтический идеал, связанный с защитой своей возлюбленной, а для Татьяны Лариной – внутренний показать собственной правды и своего понимания правильности жизни. И автор показывает, что лучше, когда человек поступает в соответствии с собственными принципами, чем в соответствии с принципами общества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Личность и общество в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  • Проблема счастья и долга в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  • Тема одиночества в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  • Роль пейзажа в романе Пушкина «Евгений Онегин»