Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?


Человеческая память устроена так, что все плохое она быстро забывает. Это связано с функцией самозащиты организма: любой стресс нужно побыстрее забыть, чтобы избежать перенапряжения и гибели большего количества нервных клеток. Все хорошее, наоборот, запоминается надолго, оставляя приятное послевкусие в виде позитивных эмоций. Даже из плохих ситуаций память человека старается выцепить хоть что-то хорошее, нейтрализуя негатив. Вот почему люди вновь сходятся с людьми, сделавшими им больно: во всем виновата память. Именно она искажает восприятие ситуации по истечении некоторого времени.

Бывает и так, что человек намеренно силой воли старается перевести свое внимание на что-то позитивное и светлое, отрекаясь от неудач. В этом случае его можно назвать волевым и разумным. Травмирующее событие отбирает у человека много психологических ресурсов, истощая нервную систему. Фокусируясь на благоприятных моментах, человек гарантирует себе хорошее настроение и чувствует себя лучше.

О том, как человек забывает плохое и удерживает в памяти хорошее, писали многие авторы.


В произведении К.Г. Паустовского, рассказе «Телеграмма», автор показывает, как героиня по имени Настя старается избавиться от негативных мыслей. Ее старенькая больная мать осталась в деревне совсем одна, лишь иногда ее навещала соседская девчонка, чтобы помыть полы и прибраться в доме. Мать уже ничего практически не видела, еле ходила. Она просила дочь приехать, чтобы с ней проститься, ведь эту холодную осень она уже наверняка не переживет. Дочь, получив письма, прятала их подальше и утешала себя мыслью, что раз пишет, значит, жива. «Как-нибудь обойдется», – думала Настя, откладывая неприятную поездку, которая стояла над душой. Настя не любила деревню и старалась вычеркнуть ее из памяти, ведь в Ленинграде, где она жила и работала сейчас, было стыдно вспоминать деревенское прошлое. Настины надежды ее обманули: мать умерла, так с ней и не простившись.

В произведении А.П. Чехова, рассказе «Ионыч», доктор Старцев был влюблен в молоденькую девушку Екатерину. Девушка не воспринимала всерьез его чувства и много дурачилась, назначая ему ночные свидания на кладбище, то кокетничая, то игнорируя его. Старцев надеялся, мечтал и ждал, но Екатерина уехала в город поступать в консерваторию.

По истечении нескольких лет Екатерина вернулась обратно: великой пианисткой она так и не стала, а годы уже шли, и нужно было думать о замужестве. Романтическая связь со Старцевым оставила в ее памяти приятные впечатления юности, и теперь она желала с ним воссоединиться. Однако Старцев, весьма погрузневший со временем, уже не желал с Екатериной иметь никаких дел. Он ее едва помнил. Когда-то он действительно был влюблен и пережил жестокое разочарование, и потому постарался вычеркнуть эту девушку из памяти.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что человеческая память устроена так, что старается избавиться от плохого и сохранить все хорошее. Неприятные впечатления со временем отступают, а светлые сохраняются на всю жизнь.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  • Что нужно, чтобы построить дом в собственной душе?
  • Почему человек страшится бездомности?
  • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?