Описание архитектурного памятника (Храм Василия Блаженного)


Храм Василия Блаженного (Покровский собор) в сознании русского человека неотъемлем от Красной площади и Кремля. И это символично, что храм удивительной, неповторимой красоты находится в самом сердце страны.

В 1552 году Иван Грозный решил отметить взятие Казани возведением храма в Москве. Покровский собор начали строить в 1555 году, закончили — в 1561. Позднее, в 1588 году, к нему был пристроен придел в память Василия Блаженного на месте его упокоения. После этого весь собор стали называть по имени этого святого.

В состав собора входит десять церквей, несколько из них посвящены святым, повлиявшим на благополучный исход боёв за Казань (дни памяти святых совпали с днями решающих битв). Десятью куполами красуется собор Василия Блаженного. Церковь в честь Покрова Богородицы является центральной. Она окружена восьмью другими храмами, и этот ансамбль образует форму восьмиконечной Рождественской звезды. К этому ансамблю примыкает десятый придел, построенный в 1588 году в память Василия Блаженного.

Девять приделов увенчаны луковичными главами, над центральным храмом возвышается шатёр, вершина которого завершается маленькой главкой. Одиннадцатым куполом украшена колокольня, примыкающая к собору. Все купола великолепны и различны между собой. Собор — поистине сказочное строение.


Девять храмов Собора Василия Блаженного основаны на общем подклете (нижнем ярусе), их соединяет общая галерея, украшенная изумительной росписью — растительными орнаментами. Стиль собора — сочетание традиций русского зодчества и итальянского Возрождения. Его высота по наивысшей точке достигает 65 метров.

Особенности храма — множество арочных проёмов и отсутствие подвала. Всё строение держится на прочности и толщине стен подклета, толщина составляет три метра. Все помещения имеют высокие потолки, до 6,5 м. При этом своды не поддерживаются никакими опорами. В стенах устроены узкие «продухи», благодаря которым в церкви поддерживается специфический микроклимат. Долгие годы помещения подклета оставались для прихожан тайной за семью печатями. Глубокие ниши были тайниками-хранилищами за толстыми дверями (на существование дверей теперь указывают лишь петли). Полагают, что в тайниках до 17 века содержалась царская казна.

По периметру храма красуются кокошники, их размеры и расположение различны, но у них одно назначение — сделать переходы из четвериков в восьмерики мягче. Главный принцип построения собора — возрастание высоты. Шатёр центральной церкви вдвое превосходит по высоте большие церкви, которые вдвое выше малых.

Отличает собор от всех других асимметрия в расцветке и размерах приделов. Но асимметрия в устройстве собора Василия Блаженного не противоречит общему впечатлению гармоничности строения.

Весь этот архитектурный ансамбль — символ Небесного Иерусалима. До сих пор остаётся загадкой цветовое решение куполов. Есть предположение, что расцветка куполов могла быть навеяна рассказом блаженного Андрея Константинопольского, который был восхищен до третьего неба, видел Небесный Иерусалим несказанной красоты.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Русский язык в современном мире
  • Функции русского языка в современном мире
  • Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности (Ростральные колонны в Санкт-Петербурге)
  • История моего края (Санкт-Петербург)