Описание картины Сальвадора Дали «Искушение святого Антония»
Картину «Искушение святого Антония» Сальвадор Дали написал в 1946 году, участвуя в конкурсе. Образ святого, противостоящего нападкам разных искушений, понадобился для фильма по роману Мопассана «Милый друг».
Техника написания картины — масло. Она среднего размера: в ширину немного больше метра, а в высоту — немного меньше.
Произведение написано в жанре религиозной живописи, в стиле сюрреализма.
Композицию картины можно назвать треугольной. Основание «треугольника» — расстояние в плоскости пустыни от святого в левом нижнем углу переднего плана до отдалённого слона на заднем плане справа. Вершина «треугольника» — остриё обелиска на втором слоне. Обелиск в данном случае — символ власти, и он является самым сильным искушением.
По замыслу художника, слон, не входящий в караван искушений и несущий на себе маяк — свет веры, и святой Антоний с крестом находятся на одной линии как прочном основании в сопротивлении искусам. На середине этой воображаемой линии, ближе к горизонту, видны два маленьких силуэта: демон и некто в длинном одеянии, осеняющий нечистого крестом.
На переднем плане в левом углу картины изображён спиной к зрителю обнажённый святой. Он стоит на одном колене, опираясь левой рукой на большой камень, правой воздевая крест в направлении надвигающихся на него искушений. Видно, что он выдерживает сильное давление. У ног святого Антония лежит череп как свидетельство аскетизма. В остальном передний план занят только песком пустыни. Несколько уравновешивают первый план одно белеющее яйцо, а чуть дальше от него — другое. Яйцо присутствует почти в каждой картине Дали.
Центр картины — фантастические, аллегорические фигуры искушений, идущие караваном на святого Антония. Первый — вздыбившийся огромный конь как символ мощи и разнузданной чувственности. За ним идут слоны на длинных паучьих ногах. На спине первого слона водружена Чаша Желания с обнажённой соблазнительной женской фигурой. Второй несёт пирамиду — знак власти. Замыкают караван два слона, на спинах которых размещёны развалины храма. В нём виден обнажённый торс женщины, что может означать повреждённую духовность.
На заднем плане полотна — уже упомянутый слон, который далёк от каравана. На его спине маяк — символ веры, освещающей путь. Луч маяка пронзает густые облака, и зрителю открывается Эскориал на облаке, похожий на мираж. Эскориал означает здесь единение материального и духовного, земного и божественного в человеческой жизни, к чему стремится святой Антоний.
Цветовая палитра произведения — в преобладании жёлтых и голубых тонов, которые избавляют полотно от мрачности. Тёмные краски оттеснены к краям картины.
Свет заднего плана, где маяк и Эскориал, заливает пространство пустыни, падает на лицо Антония. Он, вероятно, видит Эскориал на облаке, и это придаёт ему силы в сопротивлении. В позе Антония и руке с крестом запечатлены напряжение, энергия и решительность.
Идея произведения. Для человека в этом мире много соблазнов, они громоздятся на тонких ножках чудовищ. Стоит только поддаться искушению, и ножки подломятся, а соблазны придавят грехами.
Пусть в конкурсе среди художников Дали не одержал победу, но его полотно вошло в список шедевров сюрреалистической живописи.