«Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь» (Г.А. Медынский)


Человек не всегда знает, на что он способен, пока не возникнут крайние обстоятельства. Именно в экстремальной обстановке он совершает подвиг. Бывает, тихий и скромный паренёк вдруг совершает поступок, на который не отважился «первый парень на деревне».

Почему так происходит? Перед человеком стоит проблема выбора: для себя или для других, своя жизнь или спасение Родины. Подвиг — это вопрос альтруизма и любви. Есть в душе любовь к людям, к Родине, человек способен собой жертвовать. Если душа закоснела в эгоизме и себялюбии, о подвиге не может быть и речи. Поэтому с Григорием Медынским можно согласиться: для совершения подвига «нужно щедрую душу иметь».

В художественных произведениях о Великой Отечественной войне главным оказывается не ход военных действий, а человек в ситуации выбора. В повести Василя Быкова «Обелиск» учитель Алесь Иванович Мороз продолжал учить детей при немцах, чем вызывал неоднозначное отношение. Даже друг, не разобравшись, посчитал его фашистским прихвостнем. На самом деле Мороз работал в школе из убеждения, что немцы буду «оболванивать» детей, если он отойдёт в сторону.

Однажды его ученики задумали расправиться с полицаем и подпилил мосток, по которому должна была проехать машина с немцами и полицаями. Диверсия оказалась неудачной, ребят схватили. Алесю Ивановичу удалось уйти в партизанский отряд, но пришла весть, что немцы казнят мальчишек, если учитель не придёт в комендатуру. Всем ясно, что с детьми расправятся в любом случае, но Мороз идёт к немцам.


Не всем понятен этот поступок, ведь было бы больше пользы от Мороза в партизанском отряде, он мог бы мстить за ребят. Алесь Иванович сделал свой выбор. Он поступил как настоящий учитель, который не оставил своих учеников перед казнью, разделил с ними смертную участь. Он понимал, что не спасёт ребят, но может нравственно поддержать их в последние минуты. В ночь перед казнью он подбадривает детей, утешает, как может, но не столько слова, сколько присутствие любимого учителя придаёт им силы и облегчает тяжесть положения.

Одного из мальчишек Морозу удалось спасти, и тот, став взрослым, продолжил дело Алеся Ивановича — стал учителем. Герой повести совершил подвиг, величие которого не все поняли. Он сознательно пожертвовал собой, что гораздо труднее, чем погибнуть в бою. Ткачук оценил подвиг своего друга Мороза выше, чем если бы тот убил сто немцев. Конечно, этот поступок не родился сразу, он был подготовлен всей жизнью Алеся Ивановича, который и до войны отдавал душу ученикам.

Его героизм похож на подвиг великого педагога Януша Корчака, который остался со своими воспитанниками в еврейском гетто, отказавшись выйти на свободу. Он был верен детям до конца: вместе с ними пошёл в газовую камеру, опять же отвергнув предложение свободы, поступившее в последнюю минуту.

Много и других примеров самопожертвований, совершённых во время войны: герои «Молодой гвардии», пионеры-герои, Александр Матросов… Могли бы не высовываться, как премудрый пескарь, но горячие щедрые души их, полные любви, сделали свой выбор.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин)
  • «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом...» (В.Г. Белинский)
  • «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин)
  • «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А.П. Платонов)