Родители и дети: спор или диалог?


Проблема взаимопонимания родителей и детей не нова, она стара, как мир. В любую эпоху между поколениями существовали разногласия. Однако при желании всегда можно прийти к конструктивному диалогу, особенно с сами близкими и дорогими людьми. Родители и дети: спор или диалог? Над этой дилеммой бились и бьются сотни поколений. Как ни парадоксально, но этот закон работает и одну, и в другую сторону, в зависимости от того, какую позицию займет родитель.

Если мать или отец не хотят слышать собственного ребенка, не готовы ему в чем-то уступить, возникнет спор. Строить свой авторитет лишь на запретах нецелесообразно, ведь все разногласия возникают уже, как правило, с подросшими детьми. Подростки упрямы, потому что хотят отстоять свою независимость, показать, что они уже практически взрослые. Следовательно, нужно уметь договариваться, строить диалог, а это долгая и кропотливая работа.

Примеры того, как родители взаимодействуют со своими детьми, представлены во многих источниках художественной литературы.


В произведении И.С. Тургенева, романе «Отцы и дети», представлен пример успешного диалога отца с сыном. Николай Петрович Кирсанов очень любил своего сына Аркадия и желал ему добра, поэтому всегда стремился к взаимопониманию и уважению. Заметно, как он уважает границы своего ребенка, ничего ему не навязывает, а дает осторожные советы. Например, ему очень не нравилась теория нигилизма, однако, он не делал резких замечаний по поводу увлечения Аркадия этой теорией. Он не выгнал из своего дома Базарова, который перешел все границы и вел себя хамовато, потому что это был друг его сына. Каждый раз любящий отец старался найти дополнительные точки соприкосновения, сгладить все углы и предотвратить ссору.

В этом же произведении совершенно иначе ведет себя другой представитель старшего поколения, брат Николая, Павел Петрович Кирсанов. По возрастным меркам он годится Базарову в отцы, все его общение с молодыми людьми можно охарактеризовать как спор, без малейшей попытки их понять и выразить сочувствие. Павел неустанно цепляет Базарова, буквально исходит желчью при общении с ним. Он даже не просто выражает неудовольствие по конкретному поводу, а перечеркивает все сплошным негативом. Он всегда высокомерен и уверен в своей правоте лишь на том основании, что он намного старше. Неудивительно, что гостю это не понравилось, и он платил своему визави той же монетой. Если бы Павел смог найти в себе силы увидеть хоть что-то хорошее в идеях молодого человека и в нем самом, их прения бы приняли более позитивный характер. Таким образом, для того, чтобы спор перешел в диалог, необходимо уметь услышать собеседника, отнестись с уважением к нему, соблюдать личные границы.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что взаимоотношения поколений могут развиваться как в позитивном, так и в негативном русле. Многое зависит от родителей, их мудрости, такта и уважения к детям, их стремлении им помочь и выразить сочувствие.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Аргументы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
  • Согласны ли Вы с утверждением героя Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Что такое подвиг на войне?
  • Почему нам необходима память о войне?