Сочинение-описание по иллюстраци Билибина «Гвидон и царица»


«Гвидон и царица» - Билибин И.Я.


Иван Яковлевич Билибин (1876–1942), выдающийся русский художник-иллюстратор, в 1905 году по заказу начал делать рисунки к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Среди них — «Гвидон и Царица», размером 31 × 21 см. Техника выполнения — акварель, тушь.

Жанр — книжная иллюстрация. Художник изобразил момент из сказки, когда царевич Гвидон и царица-мать увидели перед собой прекрасный город

Композиция произведения диагональная. Место, где находятся герои, и виднеющийся город даны в разных тонах. Эти два плана разграничены по диагонали.

Формат иллюстрации вытянут по вертикали: высоко поднимается на высоком холме чудесный город, куполами церквей он будто соприкасается с небом.

На переднем плане — главные герои сказки: юный Гвидон со своей матерью, царицей. Они находятся на высоком месте — внизу море. Среди трав и луговых цветов стоит царевич. Он недавно проснулся, увидел дивный град и спешно разбудил царицу. Она приподнялась на локте и повернулась в сторону чуда. Лиц героев почти не видно, они даны в полуобороте от зрителя. Сын и мать поглощены созерцанием белокаменной красоты, невесть откуда взявшейся.

Тщательно проработан костюм Гвидона: узорчатый кафтан, подпоясанный голубым кушаком, штаны с орнаментом, шапка с меховой опушкой, зелёные сафьяновые сапоги. Одежда царицы более проста, но благородна. На ней однотонный тёмно-голубой сарафан, виден длинный белый рукав рубашки. Покров на голове неяркий, коричневый, но со знаками царского отличия по полям его.


Средний план — яркий зелёный остров, на котором расположился большой город, обнесённый белой стеной с башнями. В стенах его зеленеют сады, «блещут маковки церквей», виден дворец и простые дома. Открыты ворота белого города, к нему ведёт жёлтая дорожка, словно приглашает героев сказки войти.

На заднем плане синее море граничит с голубым небом. Лёгкие белые облака гуляют по небосводу, на их фоне сияют кресты куполов.

Цветовая палитра иллюстрации насыщена яркими красками. Доминируют тона зелёного цвета. Поляна, на которой изображены царевич и царица, — цвета изумрудной зелени, она оживлена множеством белых, красных и синих цветочков, но это место выглядит затенённым, покойным, умиротворённым. Одежда героев красива, разнообразна по цветам, но краски её приглушены.

Часть картины, где изображён город, отличается яркой солнечной зеленью. Сочетание её с белизной строений, яркой желтизной куполов, голубым небом производит впечатление ликующей радости.

Светом в рисунке наполнен средний и задний план. Смысл такого композиционного решения прозрачен: герои пережили тяжкие испытания, сейчас они в безопасности, но ещё не отошли от пережитого, однако впереди у них светлая радость и счастье.

Идея рисунка сопряжена с идеей сказки: безвинно пострадавшие, оклеветанные, преданные близкими людьми герои обязательно будут вознаграждены. Художник изобразил город на острове похожим на Небесный Иерусалим. Такая аллегория не противоречит сказке, ведь царица и князь Гвидон не держали ни на кого зла, как и царь Салтан, ставший жертвой интриг. Их можно назвать людьми добрыми и праведными. Стало быть, заслужили.

«Гвидон и царица» И.Я. Билибина, наряду с другими иллюстрациями сказки Пушкина, гармонично дополняет великолепное литературное произведение, раскрывая красоту Древней Руси.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Билибина «Илья Муромец и Святогор»
  • Сочинение-описание по картине Билибина «Черный всадник»
  • Сочинение-описание по иллюстраци Билибина «Царевна-Лягушка»
  • Сочинение-описание по иллюстраци Билибина «Иван-Царевич и жар птица»