Сочинение-описание по картине С.В. Иванова «Баскаки»


картинка


Автор многих исторических полотен Сергей Васильевич Иванов (1864—1910) в 1909 году написал одну из своих последних работ — «Баскаки». Материал картины — картон, техника — масло.

Жанр произведения — историческая живопись. Художник обратился к тяжелым для Древнерусского государства временам — порабощению монголо-татарским игом. Иванов в своём творчестве обращает внимание не на грандиозные битвы, а на обыденную жизнь русских людей той эпохи.

Сюжет картины — сбор дани баскаками, монгольскими сборщиками податей. Люди завоёванных монголами земель обязаны были платить дань деньгами, продуктами, утварью с промысла и рабами, в качестве которых отдавали молодых, здоровых людей.

Для передачи напряжённости момента художник применил диагональную композицию. Диагональ проходит от вершины шапки сидящего на коне баскака до стоящих на коленях связанных женщин. Внимание зрителя привлекает высокий вороной конь, на котором сидит упомянутый баскак. Голова коня приходится на центр композиции. Его хозяин в войлочной шапке и жёлтом халате тоже бросается в глаза. Он чувствует себя хозяином положения.

Перед ним, на переднем плане, разложена подать: дорогие оклады, кошельки, ожерелья, кувшины. За приготовленной утварью, левом углу картины, — живая дань, связанны люди. Ближе к зрителю молодая женщина, покорно склонившаяся перед поработителями, за ней другая, которая держится прямо, в её позе нет покорности. Горько плачет совсем ещё девочка лет тринадцати, с двумя светлыми косичками. За девочкой виден силуэт парня со скрученными за спиной руками.

За спиной пленных стоит помощник баскака, готовый в случае неповиновения поднять кнут. Яростно смотрит на него связанный чернобородый мужчина, примыкающий к группе будущих рабов. С правой стороны изображены почтенные жители города со склонёнными перед баскаком головами. Они не в силах что-то изменить.


На среднем плане один из сборщиков подати держит в руках медвежью шкуру, проверяя её пригодность. К нему угодливо склонился княжеский тиун, он ведёт список принятой дани. Опасаясь татарского гнева, тиун избегает смотреть в глаза сборщику. Позади татарина с медвежьей шкурой стоит телега, на которую сгружают предметы, сверенные со списками. В погрузке вынуждены участвовать и русские.

Задний план — столпившиеся горожане, одни мужчины разных возрастов. Женщины, очевидно, попрятались, боясь быть захваченными в плен. Многие мужчины смотрят гневно на происходящее. Над толпой возвышаются татарские всадники с копьями, сдерживая возможный бунт. Фон происходящего события — деревянные дома, тянущиеся вдоль улицы. За ними виднеются деревья с пожелтевшей осенней листвой и затянутое облаками небо.

В цветовой палитре преобладают жёлто-коричневые и серо-синие тона. Эту гамму разбавляет по всем планам картины красный цвет в одежде персонажей. Красные полосы ткани, на которой лежат предметы подати, невольно привлекают внимание зрителя. Красный цвет вносит ноту тревоги и напряжения. Самое тёмное пятно — чёрный конь баскака. Чёрный цвет символизирует горе, утрату.

Свет в картине рассеянный, лучи пробиваются сквозь облака, и тени слабые. Вместе с тем на полотне много отражённого света. Несмотря на ситуацию, мрака нет. Русь хоть и слаба сейчас, но придёт время, и она воспрянет.

Идея произведения: Несмотря на порабощение и унижение русских людей, они не сломлены. Внутреннее сопротивление так и прорывается во взглядах и осанках.

Картина находится в Музее истории Москвы. Полотно С.В. Иванова захватывает зрителя, делает его сопричастным к происходящему. Такой эффект характерен для стиля модерн, к которому обратился художник. Для исторической живописи того времени это было ново.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине С.В. Иванова «Съезд князей в Уветичах»
  • Сочинение-описание по картине С.В. Иванова «Смотр служилых людей»