Сочинение-описание по картине С.В. Иванова «Смотр служилых людей»


картинка


Картина С.В. Иванова «Смотр служилых людей. (XVI—XVII вв.)» создана не позднее 1907 года. Материалом для работы послужил картон, техника исполнения — масло.

Это небольшое по размерам произведение (60 × 82 см) написано в жанре исторической живописи.

Сюжет картины — реалия 16 века, когда основой вооружённых сил Московского государства было дворянское ополчение. Время от времени проводились смотры для проверки готовности дворян к войне. Каждый дворянин дожжен был явиться на смотр в полной экипировке, с двумя конями. Если поместье дворянина было обширным, он должен был привести вооружённых людей с собой. Неявка на смотр в мирное время каралась лишением поместья, а в военное время могла отозваться телесным наказанием, тюремным заключением и смертной казнью.

На картине Иванова изображён смотр, который проходит в уездном городе. Сюда съехались дворяне из ближних волостей. Воевода оглядывает, насколько исправно вооружены приехавшие ополченцы.

Композиция картины диагональная. Воображаемая диагональ проходит по головам верхового и пешего, стоящих на смотре.

На переднем плане площадь уездного городка, покрытая снегом. В центре зритель видит одного из дворянских людей. Он в лаптях, в стёганке с металлическими пластинами поверх армяка, за поясом топор, в руке копьё. К поясу приторочены два мешка с провиантом. Мужик стоит, сняв шапку перед сидящими напротив него важными людьми.


Справа от него — дворянин на пегой лошади. Он одет куда богаче: на ногах белые валяные сапоги, кольчуга надета поверх длинного зимнего кафтана. Шапку дворянин ни перед кем не ломает, он при сабле, колчане со стрелами, мешок приторочен к седлу. По другую сторону конного ополченца тоже стоит его человек с котомкой за плечами, в лаптях и тулупе.

Средний план. За столом, выставленным на площади, расположился воевода. Перед ним лежат длинные списки: с прошлого смотра и новый, который пишется подьячим здесь же. Списки старательно сверяются. Слева у стола стоит со списком боярин. Очевидно, он выкликает поочерёдно прибывших ополченцев. За ним виднеются седобородые бояре, с интересом наблюдающие за прибывшими. Позади стола, правее, виден разносчик горячительного напитка: в руках его поднос с ендовой.

Задний план. Справа — скопление верховых ополченцев, по центру толпится народ. Фон — ряд деревянных строений, над которым нависло пасмурное зимнее небо.

Цветовая палитра отличается пестротой красок: белый, синий, красный, жёлтый, зеленоватый. Не было единой военной формы служилых людей. Все ополченцы одеты кто во что горазд.

Свет в картине рассеянный, отбрасываемых теней не видно. Сумрачное небо в густых облаках, но белый снег осветляет полотно.

Идея произведения — показать дворянское ополчение как формирование без должной военной выучки, без статуса регулярного войска. В 1659 году оно показало свою несостоятельность: было разгромлено в сражении с крымчаками и казаками.

Работа С.В. Иванова «Смотр служилых людей», как прочие его исторические произведения, отправляет зрителя в пространство изображаемой эпохи, делает его участником события. Картина находится в частном собрании.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине С.В. Иванова «Съезд князей в Уветичах»
  • Сочинение-описание по картине С.В. Иванова «Баскаки»