Сочинение-описание по картине Репина «Торжественное заседание государственного совета 7 мая 1901 года»


«Торжественное заседание государственного совета 7 мая 1901 года» - И.Е. Репин


Илья Ефимович Репин (5.08.1844–29.091930), знаменитый русский живописец, творивший в направлении реализма, три года работал над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно создавалось по правительственному заказу для Мариинского дворца. Оно было представлено общественности 4 января 1904 года. Необыкновенно большая по размерам картина (400 × 877 см) написана маслом. В работе над ней принимали участие ученики Репина.

Жанр произведения — коллективный портрет, на котором изображена 81 фигура.

На картине изображён Николай II и все члены Государственного совета. Заседание проходит по случаю столетнего юбилея означенного совета. Император, во главе собрания, закончил чтение юбилейной грамоты, и секретари передвигаются по залу, разнося юбилейные медали.

Композиция картины многофигурная, линейная. Художник для обозначения перспективы выбрал несколько точек зрения, в результате картина приобрела вид панорамы. На полотне просматриваются все участники собрания, никто не затерян, и каждого можно узнать. В предложенный статичный сюжет картины Репин внёс динамику — секретарей, разносящих по залу медали.

На переднем плане — сидящие за круглым столом спиной к зрителю участники заседания. Но персонажи на картине Репина и со спины очень выразительны. Здесь же секретарь с медалью, два человека в тёмных мундирах с синими папками. Один из них склонился к седовласому сановнику.

Средний план — стоящая фигура докладчика, обращённая к императору Николаю II. Царь сидит под своим официально-парадным портретом, в руке его грамота, которую он уже прочёл. По обе стороны от него — члены императорской фамилии (младший брат Михаил и великий князь Михаил Николаевич). Рядом с царской семьёй — первые государственные чины.


Задний план — колонны, портреты, свечные люстры. Это вертикаль круглого зала. Их повторение придаёт картине ритмичность.

При всей официальности произведения, члены Государственного совета предстают живыми людьми: они беседуют между собой, слушают докладчика, при этом у каждого своё выражение лица, свой жест. Чувствуется оживленная атмосфера в зале. Заседание Государственного совета изображено правдиво до мельчайших деталей.

В цветовой палитре полотна преобладают красный, бордовый, тёмно-синий и золотисто-жёлтый цвета. Бордовый бархат стен перекликается с бордовыми спинками стульев. Красный пол — с красными лентами сановников. Позолота везде: в мундирах, лепнине, портретных рамах, люстрах. В эту парадную тёплую гамму внесена необходимая строгость холодного тёмно-синего цвета мундиров. Утомительную для глаз яркость разбавляют белоснежные строгие колонны зала и белые листы документов.

Главный источник света в картине зрителю не виден, он расположен в центре потолка, откуда и льётся освещение. Тени от стульев центрального круглого стола одинаково ложатся по окружности, будто лучи. Искусственный яркий свет заполняет полотно.

Идея произведения — документально изобразить заседание Государственного совета в Мариинском дворце. Художник справился с этой задачей великолепно: в парадный коллективный портрет он внёс жизненность.

Картина И.Е. Репина «Торжественное заседание…» стала не только историческим документом, но и шедевром живописи. Она хранится в отдельном зале Русского музея.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине Репина «Арест пропагандиста»
  • Сочинение-описание по картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  • Сочинение-описание по картине Репина «Не ждали»
  • Сочинение-описание по картине Репина «Крестный ход в Курской губернии»