Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища»


«Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища» - Серов В.А.


Владимир Александрович Серов (1910–1968), советский художник, картину «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища» написал в 1945 году. На создание этого произведения художнику потребовалось два года. Работа представляет собой масштабное полотно — 288 × 492 см. Техника написания: масло.

Жанр картины: историческая живопись. Идея картины появилась у художника во время войны. Обращение к героическому прошлому отечественной истории было продиктовано тяжёлыми испытаниями, выпавшими на долю русского народа в Великой Отечественной войне. Александр Невский — знаковая фигура в истории России, он не знал поражений в битвах. Его образ был источником вдохновения и веры в победу над врагом. Изображение князя, въезжающего в Псков с победой, перекликалось с фильмом «Александр Невский», созданным за два года до начала войны.

Композиция картины определённо диагональная: санный путь, по которому въезжает Невский, идёт по линии диагонали. Всё движение сосредоточено вдоль этого пути, он задаёт мощную динамику картине. Центр композиции — князь Александр Невский на вороном коне.

На полотне изображён зимний пасмурный день в древнем Пскове. Горожане с ликованием встречают победителя.

На переднем плане слева — рыхлый белый снег, по которому проложен санный путь. Справа — пёстрая толпа псковитян, состоящая из представителей всех сословий, взрослых и детей. Люди в едином порыве восторженно встречают русское войско во главе с Невским. В толпе выделяется богато одетая боярышня, немолодая женщина в простой одежде, обнявшая двух мальчиков, седой старик с посохом и сумой. Бородатые мужчины забрались на звонницу, где монах от души бьёт в колокола, созывая народ на великое торжество.

По обеим сторонам дороги, как водится, бегут ребятишки.


Средний план включает композиционный центр — фигуру Александра. Он великолепен в красном плаще, сверкающем шлеме, на мощном вороном коне с красной сбруей. Прекрасное славянское лицо Невского, мужественное и благородное, обращёно к радостным людям. Конь пляшет под князем, который сдерживает его твёрдой рукой. За спиной Невского едут воины в кольчугах и шеломах, над ними развеваются знамёна и хоругви. На одном различимо изображение Георгия Победоносца, на другом — Спас Нерукотворный.

По правую сторону князя идут пешие пленники — тевтонские рыцари. Их лица бледны и мрачны.

На заднем плане виднеются заснеженные крыши домов, белые стены храма под голубыми куполами и крепостная стена города. Фон — затянутое облаками небо.

Цветовая палитра полотна по насыщенности напоминает краски «Боярыни Морозовой» Сурикова. На снежном фоне разноцветные одежды, только настроение картин разное. У Серова — торжество. Снег очень белый, недавно выпавший. Чёрный конь особенно выделяется на снегу, привлекая внимание зрителя. Самое яркое пятно — красная с золотом княжеская накидка. Малиновая шубка девушки (справа) несколько уравновешивает его.

Свет пасмурного дня рассеянный, теней нет, но картина от обилия снега кажется светлой.

Идея произведения: непобедимость русского народа — «кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!».

Картина хранится в Русском музее (Санкт-Петербург). В 1945 году исход войны был уже очевиден: немцев гнали. Работа Владимира Серова была созвучна моменту, пробуждала национальную гордость и вдохновляла уставших от войны людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Мика Морозов»
  • Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
  • Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Дети»
  • Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Петр I»