Биографическая основа и литературные источники сюжета новеллы Кафки «Превращение»


В 2013 году израильский историк Саул Фридлендер опубликовал свою исследовательскую работу, посвященную произведениям Кафки. В них он называет писателя поэтом стыда и вины. В этом высказывании есть доля истины, так как многие факты из биографии Кафки совпадают с теми, которые он показал в новелле «Превращение».

Главный герой Грегор Замза — молодой человек, который занимается нелюбимым делом. Он развозит ткани, так как вынужден покрывать долг отца. Франц Кафка также был вынужден работать мелким служащим, потому что ему приходилось полностью обеспечивать себя. Его отношения с отцом были напряженными. Деспотичный Густав не мог понять чуткого и стеснительного сына, много требовал от него. Писатель вспоминал, что только один вид отца внушал ему ужас. В результате Кафка превратился в болезненного молодого человека с многочисленными комплексами и огромной неуверенностью в себе.

Герой его «Превращения» однажды просыпается насекомым, именно так ощущал себя Франц. Маленький, не имеющий голоса человечек, становится ненужным обществу. Автор считает, что больные люди не нужны обществу и являются обузой. Как правило, в мире почти нет милосердия, сочувствия, а забота постепенно переходит в ненависть. Именно это произошло с Гретой, сестрой Замзы.

Эффект превращения появился в литературе еще задолго до новеллы Кафки. Это мифы, истории о жертвоприношениях, перевоплощениях. Наибольшее влияние на творчество писателя оказал Флобер, который не признавал «слащавой прозы». Именно поэтому можно заметить, что Кафка употреблял множество научных терминов и понятий из юриспруденции. Все эти слова он облекал в ироническую форму и таким образом достигал нужного эффекта.


Несомненное влияние на творчество Франца Кафки имел Ф.М. Достоевский. Психологическое подполье русского писателя отчетливо отражается в Грегоре. Юноша мечтает самоутвердиться в этой жизни, но страх этой самой жизни намного сильнее. Он зависит от чужого мнения, прячет свои взгляды и постепенно уничтожает себя.

У сказочника Гофмана Кафка наследует гротескную реальность, показывая насколько велика пропасть между сущим и мечтами. Он создает страшные миры, которые далеки от идеала. Они пугают, завораживают и заставляют задуматься о настоящем.

Шопенгауэр стал близок Францу своим мировоззрением. Он считал, что все люди абсолютно безразличны друг другу. Так в «Превращении» появляются герои, которым безразлична судьба Грегора.

Современники относили искусство писателя к экспрессионизму. Его чудовищная метафора показывает человека, превратившегося в противную многоножку. Это насекомое продолжает существовать в привычной обстановке. Но самое страшное — изменившийся, больной человек в таком обличии никому не нужен. Происходит не только процесс превращения, но и отчуждения. Одиночество, замкнутость, трагизм — вот что становится главным для него. Пережить такое он не способен.

Поднимая эти проблемы, Кафка показал не только их актуальность, но и трагическую правду жизни, которая все глубже проникает в души людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Грегора Замзы в новелле Кафки «Превращение»
  • Анализ новеллы Кафки «Превращение»
  • История создания новеллы Кафки «Превращение»
  • Концепция мира и человека в новелле Кафки «Превращение»