Использование фантастических, гротескных изобразительных форм в новелле Кафки «Превращение»
Франц Кафка — один из писателей немецкоязычной литературы, который не хотел славы, считал свои произведения недостойными и не представляющими интереса для читателей. Перед смертью писатель попросил своего друга Макса Брода уничтожить все рукописи, но тот не сделал этого, а решил представить публике.
Кафка своим творчеством рушит традиционные стереотипы, которые сложились в литературе на тот период. Меняется форма подачи материала, структура, образы.
Считается, что эта история родилась у писателя из-за сложных отношений с отцом. С детства Франц находился под властью деспотичного родителя, боялся его и ненавидел. Повзрослев, юноша не смог создать семью, так как считал себя неполноценным, ощущал себя насекомым рядом с влиятельным отцом. Этот комплекс воплотился в его новелле «Превращение».
Произведение начинается с ошеломляющего факта. Главный герой Грегор Замза утром проснулся насекомым. Фантастический образ вызывает у всех отвращение, ужас, непонимание случившегося. Всё же остальное — действительность, которая окружает людей каждый день. Простой служащий работает разносчиком ткани, он ответственно относится к выполнению свих обязанностей, хотя эта деятельность не приносит ему радости. Бросить свою работу Грегор не может, так как должен выплатить долг отца.
Превращение юноши в непонятного жука — метафора, которая показывает слабого человека, жалкого, беспомощного, как мелкое насекомое. Этот образ вызывает у окружающих неприятие, им стыдно из-за того, что с ними в одном доме живет то, что может принести позор семьи. Сначала у родных теплится надежда на возвращение человеческого облика, но когда становится ясно, что ничего изменить нельзя, появляются другие чувства. Любовь и забота превращаются в ненависть, равнодушие и эгоизм.
Гротеск — это сочетание несочетаемого. В любящих родителях живут неведомые им доселе чувства. Они оказываются жестокими, они равнодушны к тому, что их сын и брат испытывает боль и умирает. Даже похоронить его они не желают, идут гулять в парк. Совсем другое отношение автора к своему герою. Он называет его по имени, показывает его искренние чувства, эмоции, мечты. В отличие от родных людей Грегор все также испытывает к ним нежность и любовь.
Реальность и фантастика переплетаются, сливаясь в причудливые формы изображения. Насекомое не может встать, панцирь причиняет боль. Всё это кажется сном, но взгляд в окно переносит его в мрачную действительность: пасмурное утро, нескончаемый дождь, серые улицы, прохожие.
Абсурдный герой Кафки живет в абсурдном мире, окруженный гротескными персонажами. Он бьется, мечтает, хочет понравиться, боится сделать ошибку и умирает в отчаянии, так и не услышанный, непонятый окружающими. Но смерть приходит не только к главному герою. Грегор умирает физически, а его семья духовно.
Таким образом, это история одинокого, никому не нужного человека. Он был необходим лишь тогда, когда мог приносить пользу. К сожалению, такое отношение к людям сохраняется и сейчас, спустя столетие.