Образ Норы в пьесе Ибсена «Кукольный дом»


Драма «Кукольный дом» Генрика Ибсена поднимает проблему положения женщины в обществе в середине 19 века. Прототипом главной героини стала Лаура Килер, писательница, с которой случилась похожая история. Но автор улучшает реальный образ, делает его более решительным и возвышенным.

Нора Хельмер — молодая замужняя женщина. У нее есть любимый супруг и трое маленьких детей. Внешне героиня красива и счастлива. Кажется, что она живет беззаботной жизнью, легкомысленно транжирит деньги. Муж называет ее «белочкой» и «птичкой». Дети обожают мать, она уделяет им много времени, играет с ними, выслушивает и заботится.

Постепенно в диалогах с другими персонажами образ Норы раскрывается более детально. Своей подруге женщина рассказывает свою историю, из которой мы узнаем, что много лет назад она взяла в долг большую сумму денег, при этом подделала подпись умершего отца. Она сделала это, чтобы вылечить любимого мужа, который заболел туберкулезом. Её супруг Торвальд ничего не знает об этом, так как не одобряет кредиты. Эта тайна тяготит ее. Все эти годы Нора зарабатывала, как могла, экономила из семейного бюджета.

Теперь Торвальд Хельмер стал управляющим банком, и женщина надеялась, что скоро сможет выплатить долг. Неожиданно появляется Крогстард, поверенный, который давал Норе деньги. Он начинает шантажировать ее, требуя сохранить за ним должность.


В конце концов тайна раскрывается. Супругу становится известно о поступке жены. Их диалог показывает реальное положение вещей. Торвальд обвиняе Нору во всем, считает, что такая мать не нужна детям. Он не может оправдать ее и погубить свою карьеру. Бедная женщина думала, что любимый человек захочет взять всю вину на себя, но этого не произошло. К ней приходит осознание того, что она жила совершенно в другом мире. Нора была лишь игрушкой, куклой. Она должна была хорошо выглядеть, уметь танцевать, играть роль идеальной жены и матери. О ее чувствах никто никогда не думал.

Ибсен — мастер деталей. Еще в первых действиях видно его равнодушие. Например, Кристина замечает, что доктор Ранк слышал о ней, а Торвальд нет, потому что ему было неинтересна жизнь жены. Хельмер о даже кулинарные пристрастия супруги. Он запрещает ей есть миндальные печенья, чтобы не испортить зубы, иначе потеряется товарный вид.

И вот финальный скандал, в ходе которого «срываются маски». Любимый Торвальд успокаивается только после того, как узнает, что им ничего не угрожает, и Крогстад возвращает долговую расписку. Он милостив к жене и хочет сохранить прежнюю жизнь. Но Нора уже не та кроткая и наивная «птичка». Она смела и решительна. Её хочется стать человеком, а не играть навязанные роли.

Героиня бросает мужа, детей и уходит в неизвестность. Таким образом она доказывает свое право на свободу, на свою личную жизнь и самореализацию. Нора становится символом, который хочет уравнять в правах женщин и мужчин. Неслучайно некоторые постановки этой пьесы назывались «Нора», так как именно она является центральным персонажем произведения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Торвальда Хельмера в пьесе Ибсена «Кукольный дом»
  • Образ доктора Ранка в пьесе Ибсена «Кукольный дом»
  • Образ Кристины Линне в пьесе Ибсена «Кукольный дом»
  • Образ Крогстада в пьесе Ибсена «Кукольный дом»