Образы-символы в стихотворении Рембо «Пьяный корабль»


Французский писатель Артюр Рембо начал творить в довольно юном возрасте. Уже в шестнадцать лет он создает стихотворение «Пьяный корабль», которое стало родоначальником символизма.

«Пьяный корабль» — это песня о странствиях корабля, которое потеряло руль и якорь и вынуждено бороздить морские просторы в поисках земли. Автор отождествляет себя с моряком, который в одиночестве отправился в путешествие. Он сбежал из надоевшего, скучного города и только в море смог почувствовать настоящую свободу.

Стихотворение написано особым «глубоким» стилем, поэтому каждый читатель волен толковать его по-своему. Оно характеризуется наличием зашифрованных, скрытых символов и образов, задача которых в полной мере отразить душевные переживания автора.

Центральным в стихотворении является образ корабля, пустого, раскачивающегося на ветру. Он будто опьянен своей свободой и несмотря на то, что впереди его ждут опасности, не хочет возвращаться в спокойную и тихую гавань.

«Был штормом освящён мой водный первопуток.
Средь волн, без устали влачащих жертв своих»

Потрясающие метафоры, странные символы и видения, ритм стихотворения захватывает читателя, заставляет окунуться в круговорот неба, воды и ветра. Образ моря и окружающей природы пьянит и захватывает. Трудно поверить в то, что автор, написавший это произведение, сам никогда не видел моря. Картины алых закатов, северного сияния и страшных морских глубин поражают и словно вспыхивают в воображении.

В стихотворении можно заметить две центральные линии – это описание странствий корабля:

«Я чуял смрадный ил на отмелях-засадах,
Где сгнил Левиафан от знойной духоты»

Вторая же линия показывает читателю свободу души самого поэта:


«Я все познал: небес огонь, водовороты
Глубин, вертлявый ход смерча, вечерний свет,
Блистающий восход и птичьих стай пролеты,
И то, что морякам мерещится, как бред»

Сначала эти две линии существуют параллельно, но потом переплетаются и становятся одним целом, но несмотря на это их образы четко противоположны друг другу. С одной стороны – это чувство шальной свободы, от которой можно опьянеть, а с другой – тревога и страх забыться и навсегда остаться кочевником морских глубин.

В начале стихотворения все образы весьма четкие и наполнены переживаниями:

«И я, — который был, зимой недавней, глуше
младенческих мозгов, — бежал на зов морской»,

но вскоре можно заметить, как они меняются и превращаются в некую абстракцию:

«я видел низких зорь пятнистые пожары,
в лиловых сгустках туч мистический провал,
как привидения из драмы очень старой,
волнуясь чередой, за валом веял вал».

Затем можно заметить, как реальность и вовсе растворяется, унося читателя в мистические дали.

Благодаря всевозможным способам выразительности это произведение способно создать настоящую картину странствий раскачивающегося на волнах корабля.

В финале же можно заметить образ Европы, того места откуда и сбежал лирический герой. Для него оно навсегда останется тусклым и скучным местом, где он родился. Единственное хорошее воспоминание ассоциируется у него с мальчиком, который в грязной луже пускает бумажный кораблик. Именно поэтому финал стихотворения окрашен грустью и протестом. Как и сам автор, лирический герой не желает причаливать к берегам родного края. В конце стихотворения можно заметить образ опьяненного свободой корабля, но несмотря на то, что он устал странствовать, остановка у родного берега подобна смерти.

В заключении стоит сказать, что нельзя истолковать символику этого стихотворения однозначно. Для каждого читателя образы имеют свой смысл и свое значение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Рембо «Пьяный корабль»
  • Образ пьяного корабля в стихотворении Рембо «Пьяный корабль»
  • История создания стихотворения Рембо «Пьяный корабль»
  • Цветовой колорит стихотворения Рембо «Пьяный корабль»