В чём состоит основной конфликт комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»?


Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» — это многоплановое произведение, включающее в себя несколько конфликтов: общественный, любовный, семейный, психологический.

Конечно же, основной конфликт происходит в обществе, когда Журден, вопреки здравому смыслу, решил во что бы то ни стало превратиться из мещанина в дворянина. При этом Журден вполне успешный, богатый купец. Сорок лет мужчина не задумывался о том, кто он есть, и ему было комфортно, он чувствовал себя на своем месте.

Стремление стать дворянином нарушает привычный образ жизни, выводит из зоны комфорта. Но он портит жизнь не только себе, но и окружающим. Так, Журден не дает согласие на брак Клеонта и своей дочери Люсиль, хочет завести любовницу и обмануть жену. При этом сам становится жертвой, посмешищем для всех, включая учителей и слуг.

Таким образом, этот конфликт строится на борьбе господина Журдена с привычным порядком вещей, с устройством общества, где каждому отведено собственное место. В итоге конфликт завершается турецкими сценами. Победителей здесь нет и быть не может, потому что на обман и подлость идут все герои комедии. Ковьель и Клеонт замышляют маскарад с переодеванием. Дорант и Доримена поддерживают это, а Люсиль и супруга Журден соглашаются со всем, что здесь происходит. Благородства, честности, порядочности нет ни у одного из героев: ни у дворянина, ни у мещанина, ни у слуг.


Социальный конфликт возникает между Дорантом и Журденом. Граф ведет себя по отношению к мещанину подло. Он обманывает его, льстит, выставляет на смех. Журден же видит в Доранте благородного человека, который не может вести себя нечестно. Комедия заканчивается, но главный герой так и остается глупцом.

Не менее острым является любовный конфликт, который представлен несколькими сюжетными линиями.

Первый: отношения Клеонта и Люсиль. Между молодыми людьми любовь и притяжение, однако ссоры между ними происходят из-за ревности Клеонта. Отец Люсиль против их брака, но хитрый план решает проблему.

Второй любовный конфликт: Дорант — Доримена – Журден. Мещанин решил, что ему обязательно нужна дама сердца. На эту роль отлично подошла маркиза, однако посредником, который передает послания и подарки Журдена становится Дорант. Он преподносит бриллиант от своего имени, даже не упоминая о мещанине. В результате любовный конфликт разрешается, и граф с маркизой сочетаются браком.

Третий конфликт: отношения между господином Журденом и его супругой. Женщина подозревает мужа в неверности, следит за ним и упрекает маркизу в том, что она разбивает чужие семьи. В финале господин Журден заявляет, что готов отдать свою жену кому угодно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
  • Над чем заставляет задуматься комедия Мольера «Мещанин во дворянстве»?
  • В чём современность звучания комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»?
  • История создания комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»