В чем заключается символичность названия пьесы Ибсена «Кукольный дом»?


Генрик Ибсен — норвежский драматург, который первым начал поднимать моральные проблемы общества, скрытые под иллюзией прогресса. Его «новая драма» соединила в себе одновременно трагедию и комедию, а образы приобрели символическое значение.

В самом начале произведения зритель знакомится с образцовой семьей Хельмеров. Возникает ощущение идиллии, спокойствия, уюта и тишины. Но если внимательно присмотреться к деталям, можно заметить фальшивость ситуации. Нора прячет миндальное печенье, которое запрещает есть муж. Для него важно, чтобы жена выглядела красиво. Испорченные зубы не позволят ему выводить женщину в свет.

Название пьесы раскрывает главную мысль произведения. Нора с детства жила в созданном мире. Сначала это был дом отца. Там девочка выполняла всё, что хотел папа. Она была для него игрушкой, своего мнения у нее не было, а родной человек не хотел понять ее. Это отчетливо видно в ситуации, когда отец не дал ей денег на лечение мужа.

Замужество копирует обстоятельства ее детства и юности. Торвальд становится ее супругом и вновь помещает ее в кукольный дом. Теперь женщина живет так, как хочет супруг, а не она. Со стороны семья выглядит идеальной. Супруг становится придерживаться определенных правил. Искусственность ситуации видна в отношениях супругов. Хельмер называет Нору ласкательными прозвищами животных «белочка», «жаворонок», «птичка», как будто она до сих пор является маленькой, не повзрослевшей девочкой. Его запреты никаким образом не должны нарушаться. При необходимости он хвалит или ругает свою куклу.


Мы видим, что мужчина совершенно не интересуется личностью супруги. Он не выслушивает её, ничего не знает о подруге, не замечает ее внутреннего мира, не хочет понять ее поступка. Но заставляет красиво одеваться и танцевать.

Нора, поддавшись этой игре, подчиняется правилам и выполняет все требования. Женщина играет со своими детьми, как с куклами. Она, как непослушный ребенок, иногда обманывает, хулиганит и пытается протестовать. В результате перед нами семья, которая является иллюзией благополучия. Здесь всё наиграно, фальшь сквозит в поступках и словах.

Неожиданно всё рушится. Муж узнает о том, что жена совершила подлог и заняла большую сумму денег. Всё это ради него. Но это совершенно не трогает мужчину. Для него важно не потерять благополучную жизнь. Тут Нора понимает, что является обычной красивой куклой, которую не стыдно показать гостям. Торвальд в своей речи «раскрывает карты». В его обвинениях преобладает местоимение «моё». Счастье его, жизнь его, семья его. Он единственный обладатель жены, детей, семьи, состояния. И ему не нравится, когда кто-то пытается манипулировать им.

Таким образом, Ибсен стремился показать наш общий дом, в котором преобладают фальшь, эгоизм, равнодушие. Эти мнимые «ценности» заслонили любовь, внимание, заботу. Осознав это, Нора принимает решение — покинуть кукольный дом. Теперь для нее главное — стать человеком и обрести настоящее счастье.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Прототип образа Норы в пьесе Ибсена «Кукольный дом»
  • Анализ пьесы Ибсена «Кукольный дом»
  • История создания пьесы Ибсена «Кукольный дом»
  • «Кукольный дом» Ибсена как социально-психологическая драма