Анализ пьесы Чехова «Дядя Ваня»
1. История создания произведения.
Пьеса «Дядя Ваня» (1897) — окончательный вариант пьесы «Леший», комедии в 4-х действиях, которую Чехов написал в 1889 году, опубликовал в 1890 году. Первая постановка «Лешего» состоялась в Москве, 27 декабря 1889 года.
«Леший» сценического успеха не имел. Спустя годы Чехов переработал пьесу. Первая публикация «Дяди Вани» — в сборнике «Пьесы» под авторством Антона Чехова (1897).
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Чехов, как правило, предельно ясно обозначал жанр своих пьес. Так, «Иванов» и «Три сестры» определены им как драмы. К «Дяде Ване» драматург применил подзаголовок «Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях».
Очевидно, автор изначально замыслил спокойный рассказ об обычной жизни простых людей без всякой остроты сюжета. И в этом однообразном течении их жизни раскрыть трагизм её повседневности. Чехов делает основой драматургии художественную правду, простоту изображения жизни с её потаёнными драматическими судьбами.
3. Название произведения и его смысл.
Будничное, домашнее название пьесы «Дядя Ваня» соответствует подзаголовку «Сцены из деревенской жизни». Уже в названии содержится указание на простоту и обычность героев с их горестями, обидами, страданиями.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
В пьесе повествование возможно в монологической и диалогической речи действующих лиц. Автор как повествователь остаётся в тени. Описание обстановки и ремарки — вот проявления автора в драматическом произведении. Известна выразительность и значимость авторских ремарок в пьесах Чехова.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Самоотверженная жизнь «маленьких» людей, трудящихся и страдающих ради счастья других.
Проблематика: Красота, гибнущая напрасно; служение «избранным личностям» (кумирам) обречено на бесплодие, приводит к разочарованию и опустошению.
Проблему гибнущей красоты можно увязать со всеми героями пьесы. Так, рушится внутренняя красота Астрова, Войницкого.
Идея: Вечная, непреходящая, живительная красота — в труде и в служении правде.
Жизнь не должно посвящать ложным кумирам, расхищающим душевные силы других. Не Серебряковы должны доминировать в этой жизни, а Войницкие, Астровы, Сони, которые в творческом труде преобразили бы свою землю.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Войницкий Иван Петрович и Соня, дочь его покойной сестры, долгие годы работали на содержание профессора Серебрякова, зятя и отца, не сомневаясь в его научной значимости и полагая, что они трудятся на благо науки. Прибытие Серебрякова с молодой супругой в поместье вдруг всё прояснило. Оказывается, Иван Петрович работал не покладая рук на материальное благополучие «мыльного пузыря» в науке, который не создал ничего стоящего, оригинального. Отягощает состояние героя и его чувство к Елене Андреевне. К нему пришло осознание того, что жизнь потрачена впустую, что он нищ, обманут, пожертвовал своей личной жизнью. Заботясь об этом ничтожестве, дядя Ваня не помнил о себе.
С развитием сюжета отношения действующих лиц перепутываются. Дядя Ваня безответно любит Елену Андреевну, которая неравнодушна к Астрову. Астров никого не любит, но увлечён красотой Елены Андреевны. Его же любит Соня, но безответно. Старый профессор изводит домашних ненормальным режимом, ночными бдениями, капризами, подагрой. Серебрякову пришла идея решить свои материальные проблемы продажей имения, которое принадлежит Соне, а взамен имения приобрести в Финляндии дачу. Перспектива остаться ещё и бездомным морально добила дядю Ваню, и он попытался застрелиться, в чём ему помешали. Тогда он дважды выстрелил в Серебрякова. К счастью, промахнулся. По настоянию Сони они примирились. Профессор с женой отбывают из имения, а Соня и дядя Ваня вернулись к своим хозяйственным делам.
7. Система образов произведения.
Дядя Ваня, Иван Петрович Войницкий, с пиететом относился к мужу своей сестры, считал его выдающимся учёным, но прозрел и разочаровался. Он умён, образован, порядочен, готов жертвовать собой ради других. Трагичность его жизни в том, что все силы души он потратил на ничтожество.
Астров Михаил Львович, доктор. Талантливый человек, смотрит на жизнь широко. Он занимается делами лесничего, переживает за состояние природы. Он многое мог бы, но чувствует беспомощность в столкновении с рутиной жизни, с бедностью, грязью, невежеством. Начал выпивать, никого не любит.
Соня тоже, как дядя Ваня, самоотверженно трудилась на благо своего отца. Это умная, добрая, возвышенная и жертвенная девушка. Она страдает от безответной любви к Астрову, но находит в себе мужество утешать дядю, приходит к решению много работать. Монолог Сони в финале потрясающе красив.
Елена Андреевна, вторая жена Серебрякова. Это молодая, очень красивая женщина, умная, образованная. Но жизнь она ведёт праздную. По словам Астрова, куда ни ступили она и её муж, они всюду вносят разрушение.
Серебряков Александр Владимирович, профессор в отставке. Эгоистичный, брюзга, доставляет много проблем домашним. Не отличается оригинальностью мышления, и в науке не сказал своего слова.
8. Композиция произведения.
Экспозиция — ожидание запаздывающих профессора и его жены к чаю, в котором кроется источник конфликта.
Завязка — конфликт между Войницким и Серебряковым. Войницкий называет профессора бездарностью.
Развитие действия: ухаживания Войницкого и Астрова за Еленой Андреевной; отношения Сони с мачехой; частые ссоры профессора с Войницким; предложение Серебрякова продать имение; намерение Войницкого покончить с собой.
Кульминация — выстрелы Войницкого в Серебрякова.
Развязка — отъезд Серебряковых, возвращение Сони и дяди Вани к прежним делам и заботам.
В финале Чехову через монолог Сони удалось, как никому, выразить человеческое горе, которое звучит торжественной скорбной музыкой. Соня обращается внутренним взором своим к вечности, где за все их испытания, труды, терпение их ждёт «жизнь светлая, прекрасная, изящная». Это та жизнь, которой заслуживают самоотверженные труженики. «Мы отдохнём!», — повторяет Соня несколько раз с верой и надеждой.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
В драме отношение к персонажам автор передаёт через их язык.
Были ли у Ивана Петровича основания называть Серебрякова бездарностью? Читатель не знает его научных трудов. И в этом случае речь профессора выдаёт его. Она невыразительна, суха, напоминает официально-деловой стиль: «нахожу своевременным», «регулировать свои имущественные отношения», «поскольку они касаются моей семьи».
Речи Астрова, Войницкого, Сони, Елены Андреевны свойственна поэтичность. Например, дядя Ваня о своём чувстве к Елене Андреевне: «Чувство мое гибнет даром, как луч солнца, попавший в яму, и сам я гибну».
10. Отзыв о произведении.
«Дядя Ваня» А.П. Чехова — пронзительная история о хороших людях, ошибочно положивших жизнь свою не на тот алтарь. Но нет полной безнадёжности и отчаяния, и в конце тоннеля — всегда свет.