Анализ пьесы Чехова «Три сестры»


1. История создания произведения.

В 1900 году по заказу МХТ Чехов начал работу над пьесой «Три сестры», замысел которой, судя по записным книжкам, родился на рубеже 1898–1899 гг. Первая публикация пьесы — в 1901 году («Русская мысль», №2), в этом же году состоялся первый спектакль.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Сценическое произведение «Три сестры» — драма, так как в пьесе есть все признаки этого жанра: изображение частной жизни без высмеивания её; конфликт с обществом, но не столь напряжённый, как в трагедии; характеры героев не имеют трагической исключительности; конфликт может быть разрешён (в отличие от конфликта в трагедии).

3. Название произведения и его смысл.

Чехов говорил, что не стоит искать особого смысла в названиях его произведений. В самом деле, почему — «Три сестры»? Образ Андрея, брата сестёр, не менее важен. Наташа содержит в себе куда более активное начало, чем мечтательные Ирина, Ольга и Маша. Однако через всю драму проходит мотив пропадающей духовной красоты сестёр. Возвышенные, образованные, искренние, они задыхаются в душной атмосфере мещанского города.

Вершинин, персонаж, через которого может говорить сам Чехов, заметил, что среди ста тысяч грубого и отсталого населения города только три таких прекрасных женщины. Им «не победить тёмной массы», но они не останутся без влияния. И таких, как три сестры, в следующем поколении будет шесть, потом — двенадцать, и так далее, пока такие, как они, не станут большинством.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

В драматическом произведении автор как субъект повествования может проявлять себя в описании обстановки, где происходит действие, и в ремарках. Но и в этом Чехов выражает авторское отношение к происходящим событиям и героям.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Мечта, мечтательность и действительность.

Проблематика: Неспособность мечтателей быть целеустремлёнными, добиваться своей воплощения своей мечты. Они плывут по течению жизни, тоскуя о лучшей доле.

Идея: Вместо бездейственного ожидания будущего, вместо разговоров о нём надо искать пути и способы его достижения.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Пьеса состоит из четырёх действий.

Первое действие. Хорошая погода и общее приподнятое настроение. Героини ожидают скорых перемен, мечтают переехать в Москву, надеются, что их брат Андрей будет профессором в университете. Двадцатилетняя Ирина полна светлых надежд. Старшая Ольга устаёт в гимназии, не любит свою работу. Маша разочарована в муже, Кулыгине, и носит чёрное платье как символ загубленной жизни. В этом же действии они знакомятся с новым батарейным командиром Вершининым, приятным, умным и жизнелюбивым человеком. Андрей влюблён в мещанку Наташу и делает ей предложение.

Второе действие. Радостное настроение снизилось. Ирина стала трудиться (на телеграфе), как мечтала, но «труд без поэзии, без мысли» её не вдохновляет. Андрей женился по любви, но застенчивая и неуверенная прежде девушка взяла весь дом в свои руки и считает себя полной хозяйкой. Андрей мечтал о научной карьере, а сам работает секретарём в земской управе, и не может ничего поменять. Оптимистичный Вершинин ещё твердит о грядущих переменах, но в его личной жизни нет просвета. Он и Маша любят друг друга, но не могут быть вместе.

Третье действие. Обстановка и настроение в нём составляют противоположность первому действию. В городе пожар, тянущийся уже несколько дней. В окне — зарево пожара. Звучит набат. Прошло три года от событий первого действия. Ирина горько рыдает о безвозвратно ушедшей юности, о надеждах; Маша обеспокоена, есть ли будущее в её отношениях с Вершининым. Чебутыкин спился. Только ограниченный Кулыгин всем доволен.

Четвёртое действие. Осень. Все надежды героев зачахли на корню. Они смирились с тем, что есть. Переводят в другой город артиллерийскую батарею, и сёстры лишаются общества умных, образованных офицеров. Расстаются Маша и Вершинин, и уходит для них радость. Ольга не хотела быть начальницей гимназии, но становится ей. Ирина решается выйти замуж за Тузенбаха и положить начало новой жизни. Чебутыкин советует и Андрею изменить ситуацию, пока не поздно. Но и эти планы рухнули. Тузенбах убит на дуэли, а у Андрея нет сил для перемен. Наташа выжила сестёр из дома. Ирина собирается работать, работать, работать — учить детей.

7. Система образов произведения.

Андрей Прозоров — сын генерала, некогда мечтал о должности профессора, служит секретарём в земской управе, не доволен своей участью. Женился по влюблённости на местной барышне, в семейной жизни разочаровался. Играет в карты и много проигрывает, заложил дом. Мечты об университете канули в прошлое, уже гордится тем, что дослужился до члена земской управы, которую возглавляет любовник его жены. Осознав глубину падения, мечтает о свободе, но ему не хватает характера, чтобы изменить свою жизнь.

Ольга — сестра Андрея, учительница гимназии, 28 лет. Мечтает уехать в Москву. Работа в гимназии не приносит ей радости, ей хотелось бы семейной жизни. Гимназия отнимает у неё силы, только мечта о Москве поддерживает её. В итоге мечта осталась мечтой, а Ольга стала начальницей гимназии, чего ей совсем не хотелось.

Маша — сестра Прозорова. Вышла замуж 18 лет за учителя Кулыгина, который тогда казался самым умным. Повзрослев, увидела, что это не так. Ей не нравится и общество коллег мужа, учителей, которые, по её мнению, грубы и неинтересны. Влюбляется в Вершинина. Ей принадлежат слова о вере, значимые для Чехова: человек должен верить или искать веры, без этого его жизнь пуста.

Ирина — сестра Прозорова. В двадцать лет счастлива, мечтает о Москве, намерена трудиться. Служа телеграфисткой, недовольна скучной работой. Позднее служба в городской управе тоже вызывает её отвращение. Надеется, что где-то есть настоящая жизнь, но Москва так и осталась в мечтах. Согласилась выйти за Тузенбаха, который давно её любит, чтобы уехать с ним и начать работать учительницей в школе. Однако Тузенбах трагически погибает перед самым венчанием на дуэли.

Наташа — невеста и жена Андрея. Ограниченная и наглая мещанка. Сначала предстаёт скромной и застенчивой, но, получив статус жены Прозорова, кардинально меняется. Сестёр постепенно выживает из дома, все деньги от заклада дома забирает себе, с прислугой груба, но в её частых переходах на французский видны смешные поползновения на высокую культуру. Наталья сюсюкает со своими детьми, изображает трепетную мать, но может и отвлечься от материнских забот на встречу с любовником.

8. Композиция произведения.

В пьесе Чехова «Три сестры», как и в других пьесах, нет отчётливой интриги, главное в ней — настроение, фон, атмосфера, ход жизни в целом. Трудно определить, что движет действием, где его завязка и кульминация.

Кульминационным моментом драмы можно считать отъезд военных из города под звуки военного марша. Сёстры стоят, прижавшись друг к другу, их прежняя жизнь рухнула. Но, может быть, это и подтолкнёт их к действиям. Ольга с искренней надеждой говорит, что жизнь их ещё не кончена, что ещё немного, и они узнают, зачем живут и страдают.

Можно ли что-то изменить? Есть ли здесь развязка? Финал открыт.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В репликах героев раскрывается их настроение. Так, Ольга в первом действии погружается в воспоминания, и это говорит о значении для неё прошлого. Ирина, напротив, говорит: «Зачем вспоминать!». Она устремлена в будущее. Но мотив Ольги и мотив Ирины сливаются в одно желание — «В Москву! В Москву!».

Реплика Маши «золотая цепь на дубе том», лейтмотивом в её теме проходящая через всю пьесу, наводит на мысль, что героиня чувствует себя прикованной к настоящему, из которого не вырваться ни в прошлое, ни в будущее. В строчке из пушкинских стихов подразумевается движение по кругу, и Маша твердит эти слова, осознавая безысходность своего положения. Она живёт в настоящем времени, которое остановилось для неё.

10. Отзыв о произведении.

«Три сестры» А.П. Чехова — очень глубокое произведение. В нём можно открывать и открывать новые смыслы. Художественное мастерство писателя поражает. В незначительных репликах, в молчании героев слышится их взволнованность, страдание, отчаяние, любовь. Пьеса не теряет современности, люди несут в себе те же мечты о лучшей жизни, так же надеются и не решаются.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Хирургия»
  • Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»
  • Анализ рассказа Чехова «Толстый и тонкий»
  • Анализ пьесы Чехова «Дядя Ваня»