Анализ поэмы Цветаевой «Приключение»


1. История создания произведения.

Марина Цветаева обратилась к жанру драмы в 1918−1919 гг. Побудили её к этому две причины — дружба с актёрами студий Вахтангова и Художественного театра и внутренняя потребность: голос, по её словам, перерос стихи. За такой короткий период ею были написаны шесть пьес, ещё несколько остались в замыслах.

Среди пьес особенно выделяется дилогия о Казанове («Приключение» и «Феникс»). Над «Приключением» Марина Ивановна работала с 25 декабря 1918 года по 23 января 1919 года. В основе пьесы — «Мемуары» Казановы (IV том), которым Цветаева следовала довольно точно, опуская незначительные подробности. Образ легендарного Джакомо Казановы занимал её ещё со времён путешествия по Италии. Принимаясь за пьесу об этой яркой и неоднозначной личности, поэтесса ставила перед собой задачу — переложить на язык поэзии материал мемуаров.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Жанр пьесы М. Цветаевой «Приключение», как и других её драматических произведений, — лирическая драма. Это понятие впервые было употреблено Блоком в отношении его трёх пьес («Балаганчик», «Незнакомка», «Король на площади»). Он впервые внёс лирическое начало в драму, синтезируя два рода жанров — драматический и лирический.

3. Название произведения и его смысл.

Название пьесы «Приключение» взято автором из первоисточника — «Мемуаров» Казановы. Он не раз использует это слово в истории о Генриетте. Казанова полагал, что его отношения с Генриеттой будут лишь приключением на три-четыре дня, но чем больше он знакомится с личностью этой женщины, тем более значительный, судьбоносный характер приобретает это «приключение».

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в драматическом произведении (сюжетная информация) осуществляется через авторские ремарки (от третьего лица) и речь действующих лиц (от первого лица). Кто-то из персонажей (в данном случае — Генриетта) является носителем идеи, позиции автора.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Художник-творец — женщина.

Идея: Романтический идеал женщины — подруга мужчины, равная ему по уму, по силе духа, наделённая особым (женским) пониманием основ бытия.

Проблематика: В образе Анри-Генриетты заключена идея гармоничного сосуществования женского и мужского начал, что является основой слаженного равновесия в мире (гостиница, где состоится встреча Казановы и Генриетты, не случайно называется «Весы»). При этом равновесием управляют с той стороны, откуда приходит письмо с семью печатями.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В итальянском городе Чезене молодой, двадцатитрёхлетний, Казанова встречает двадцатилетнюю Генриетту (сначала — в образе молодого гусара Анри). Генриетта наделена умом, красотой, талантом музыканта. Она образованна и отважна, её по плечу драка на дуэли и бешеная скачка верхом. Казанова, отмеченный жаждой жизни, острым интеллектом, смелостью, благородством, покорён личностью Генриетты, которая ни в чём не уступает ему.

Герои недолго были счастливы. Генриетте вручают письмо с семью печатями. Это роковое письмо требует разлуки героев. Генриетта берёт слово с возлюбленного не пытаться разыскать её и не подать виду в случае встречи. Семь печатей — это символично. Вступает в силу «демонический план всемирной игры», по которому нельзя продолжать этот союз: в нём заключена «чужая тайна». Раскрыть её — сорвать семь печатей со врат ада.

Герои расстаются в гостинице «Весы». Перед разлукой Генриетта делает на оконном стекле надпись подаренным Казановой кольцом: «Вы забудете и Генриетту». И «исчезает в полосе лунного света». Через тринадцать лет тридцатишестилетний Казанова вновь оказывается в этой гостинице. Он увидел эту надпись, и воспоминание о таинственной возлюбленной, единственной любви, как громом поразило его, но скоро он успокаивается с семнадцатилетней девчонкой Мими.

Так завершилась романтическая история о встрече «угля» (Казанова) и «лунного льда» (Генриетта), Амура и Психеи.

7. Система образов произведения.

Джакомо Казанова — молодой человек 23 лет в первой картине и 36 лет — в пятой. Наделён автором всем лучшим, что было в 18 веке: кипучая кровь, преклонение перед женщиной, благородство, ум, мечтательность.

Генриетта (Анри) — загадочная двадцатилетняя женщина, появившаяся ниоткуда. В её основе образ Психеи — Души, которая принадлежит, однако, тьме, а не свету: «бессонная приверженка Луны», тайна семи печатей, семь цифр. Словом, достойная пара Казанове.

Капитан — военный около 50 лет.

Ле-Дюк — слуга Казановы, «подвигами» превосходящий хозяина.

Девчонка (Мими) — 17 лет, «тысячепервая утеха» Казановы.

8. Композиция произведения.

Пьеса состоит из пяти картин.

Завязка — вторжение Генриетты в комнату Казановы под видом гусара Анри (I картина «Капля масла»). Название картины отсылает к мифу об Амуре и Психее.

Развитие действия: Казанова увлекся Генриеттой, она не уступает его настойчивости; с помощью модисток из гусара она превращается в блестящую даму, отвечает взаимностью Казанове (II картина «Десять цехинов»); в гостях на загородной вилле в Парме Генриетта покоряет всех аристократов, завораживает прекрасной музыкой, играя на виолончели; получает письмо с семью печатями (III картина «Виолончель»).

Кульминация: Генриетта возвращает кольцо Казанове, предварительно сделав на оконном стекле надпись.

Развязка — исчезновение героини в лунном свете (IV картина «Гостиница «Весы»)

Эпилог. Через тринадцать лет Казанова оказывается в той же гостинице «Весы» с девчонкой для утех и обнаруживает надпись на стекле, оставленную Генриеттой (V картина «Тринадцать лет спустя»).

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Каждый герой произведения характеризуется особым строем речи. Так, в пьесе противопоставлены два женских образа: высокий (Генриетта) и сниженный (девчонка Мими). В ремарках автора отмечен разный строй души, они отличаются манерой поведения, диалоги Генриетты и Мими противопоставлены как в лексике, так и в интонации. Речи Генриетты свойственна быстрота, Мими — замедленность. К Генриетте Казанова обращается исключительно на «вы», а к Мими — на «ты».

10. Отзыв о произведении.

Пьеса «Приключение» открывает, что Марина Цветаева не только мощный поэт, но и блестящий драматург. Есть мнения, что «Приключение» — вершина её драматургии. Сомнительна (с налётом инфернальности) главная героиня, при этом Генриетта — типичная цветаевская героиня, с идеями автора периода создания пьесы. И всё же энергетика стиха, афористичность языка, парадоксальность её формулировок действуют магически.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Цветаевой «Повесть о Сонечке»
  • Анализ поэмы Цветаевой «Крысолов»