Анализ повести Цветаевой «Повесть о Сонечке»


1. История создания произведения.

Над «Повестью о Сонечке» Марина Цветаева начала работать в 1937 году, уже после того как судьба нанесла ей тяжёлый удар. Её муж Сергей Эфрон оказался замешанным в грязном политическом деле. Был убит невозвращенец, бывший резидент советской разведки, Игнатий Рейсс. Эфрон не был непосредственным участником убийства, но имел отношение к операции и вынужден был бежать. Для Цветаевой это были самые тяжёлые дни в эмиграции: имя мужа «склонялось» в газетах, она прошла многочасовые допросы, в эмигрантских кругах Марина Ивановна стала изгоем. Её отправка в Россию, вслед за мужем, была предопределена.

Цветаева закончила «Повесть о Сонечке» в лето 1938 года накануне отъезда в Россию. Работа над этой романтической вещью, погружение в счастливые дни молодости 1918 – 1920 годов помогли ей отвлечься от своего катастрофического положения.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Уже в названии «Повесть о Сонечке» жанр заявлен автором. Конечно, как жанр эта повесть традиционной не является. Произведение соединяет в себе черты мемуаров, лирической прозы и эссе.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Повесть о Сонечке» подчёркивает, что произведение посвящено конкретному лицу.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в произведении ведётся от первого лица (рассказчика), и это предопределяет субъективность в описании героев и происходящих событий.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Талантливая творческая молодёжь Москвы во время смены эпох.

Идея: Творить, любить и жить полноценно стоит в любое время, какое выпало на долю, даже если оно сопровождается голодом и бытовым неустройством, ведь другого времени и другой молодости не будет.

Проблематика: Несвоевременность расцвета молодых талантов во время социальных катаклизмов; несоответствие хрупкости, эфемерности и душевной тонкости героини жестокому времени.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Последовательность сюжета в «Повести о Сонечке» отсутствует. Марина Цветаева вспоминает свою жизнь в Борисоглебском переулке Москвы в 1919−1920 годы. Это были тяжёлые годы для страны: шла Гражданская война. Колесо истории прошлось по человеческим судьбам. Марина Цветаева давно не получала известий о муже, белогвардейском офицере, бьётся в нужде одна с двумя детьми. Семья переживает неустроенный быт, голод.

Но молодость даёт силы оторваться от быта. Марина Цветаева сходится с близкими по интересам и по духу молодыми людьми, такими же голодными романтиками. Среди них поэт Павел Антокольский, актёры-студийцы. Однажды в студии состоялось знакомство Марины с актрисой Сонечкой Голлидэй. Сонечка восторгалась поэзией Цветаевой, её личностью, и прониклась к ней пылким дружеским чувством. Девушка, похожая на четырнадцатилетнюю девочку, на сказочного эльфа, стала близкой подругой Марины Ивановны.

У Сонечки своеобразный характер: детскость, импульсивность и мудрость женщины. Её хрупкость и романтичность совсем не соответствуют суровости эпохи перемен, но она зарабатывает на жизнь в театре, заботится о своих старших сёстрах-красавицах и матери. В ней много любви, но в своих романах она часто несчастлива. А романы её, как у гимназистки, — записки, «охи-ахи», поцелуйчики и слёзы.

В повести большое место уделено Але — старшей дочери восьми лет, не по возрасту умной, одарённой, настоящей помощнице и друге своей матери. Болью отзывается в повести смерть младшей Ирины. На страницах произведения читатель видит Павла Антокольского, московского поэта той поры, Юрия Завадского, Володю Алексеева. Они увлечены поэзией, театром, их молодые сердца полны любви, они поддерживают друг друга, как могут.

Молодые, красивые, нищие, голодные, родственные души — всем им нашлось место в сердце и в доме Марины Ивановны, самой талантливой и старшей из них. Но прошла скоротечная молодость, закончился серебряный век, судьба разбросала всех: «иных уж нет, а те далече». И только воспоминания животворят былое…

7. Система образов произведения.

Марина Цветаев — великий русский поэт.

Сонечка Голлидэй — молодая актриса, прелестное миниатюрное создание, восхищённая поклонница и подруга Марины Цветаевой.

Володя Алексеев — один из студийцев, влюблён в Сонечку, преклоняется перед Мариной Цветаевой.

Аля и Ирина — дочери Марины Ивановны восьми и двух лет.

Павел Антокольский — поэт.

Юрий Завадский — артист.

8. Композиция произведения.

В повести нет традиционного композиционного построения. Композиция очень приблизительна.

Экспозиция — предыстория знакомства Марины Цветаевой с Сонечкой — знакомство с Павликом и Юрой.

Завязка: встреча с Сонечкой в 1919 году.

Нет особого развития действия. В воспоминаниях и эссе есть любовь, смерть, одиночество, красота ума, юноши и девушки, театр, война и голод, дети, снега... Отъезды.

Кульминация и развязка (вместе): прощание с Сонечкой, её отъезд.

Эпилог: через 19 лет — известие о смерти Сонечки в снегах России. А Марина Цветаева на берегу океана пишет повесть о ней, тем самым давая Сонечке «окончательную жизнь».

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

«Повесть о Сонечке» это проза поэта. Для неё характерна фрагментарность повествования, быстрая смена событий, много вставных конструкций. Всё это создаёт ритм произведения, замедляет или ускоряет его в разных фрагментах текста.

Конечно, повесть наполнена яркими эпитетами и метафорами. Так, в описании героини Цветаева со свойственной ей экспрессией прибегает к образу «пожара»: «горит – вся», «несгораемо горят…белые зубы», «горят – точно от пламени вьются! – косы».

10. Отзыв о произведении.

«Повесть о Сонечке» — вершина прозы Марины Цветаевой. Это не просто яркое художественное произведение. Повесть, в которой живут, творят, любят в отчаянных обстоятельствах, несёт в себе мощную энергетику, дающую читателю силы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ поэмы Цветаевой «Крысолов»
  • Анализ поэмы Цветаевой «Приключение»