Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»


1. История создания произведения.

Первая публикация рассказа была в журнале «Русская мысль» (№7). «Человек в футляре» — первая часть «маленькой трилогии», в которую вошли ещё «Крыжовник» и «О любви».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Человек в футляре» — рассказ. Произведение отвечает признакам рассказа: объём невелик; действующих лиц мало; сюжетная линия одна.

3. Название произведения и его смысл.

Название рассказа «Человек в футляре» отражает сущность главного героя Беликова, который в нелепых страхах перед жизнью пытался зачехлить все свои вещи и себя самого спрятать в футляр.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Сюжет «Человека в футляре» построен как «рассказ в рассказе». В прологе повествование ведётся от автора (третьего лица), далее — от первого лица, повествует один из персонажей.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: «Футлярная» жизнь.

«Маленький человек», «человек в футляре» подчинил своему влиянию весь город, люди стали бояться как-то проявлять себя: говорить громко, общаться, читать книги.

Проблематика: Опасность обывательщины, узости мышления.

Чехов стремится показать в рассказе, что ограниченность условностями, потеря способности мыслить, развиваться, искать может привести человека к деградации.

Идея: Неприятие писателем «футлярной» жизни.

А.П. Чехов считал, что нужно избавиться от всего, что нагородили себе люди, чтобы вернуться к простой жизни, без ненужных оков.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Два запоздавших охотника, ветврач Иван Иваныч и учитель Буркин, заночевали в сарае сельского старосты. В их разговоре речь зашла о людях, одиноких по своей натуре, стремящихся отгородиться от жизни. Буркин рассказал о своём коллеге — учителе греческого языка Беликове, который умер два месяца назад.

Костюм Беликова в любую погоду неизменно состоял из пальто, галош и зонтика. Все свои вещи он старался упаковать в футляр, лицо закрывал поднятым воротником и тёмными очками. Этот человек изо всех сил старался отгородиться от реальности, строго следовал всем правилам, циркулярам, малейшее отклонение от которых вызывало его волнение. Он угнетал своих коллег мнительностью и осторожностью, изводил окружающих своим нытьём, никто не хотел конфликтовать с ним, все шли ему на уступки.

Роковым для Беликова событием было назначение нового учителя истории и географии Коваленко, который приехал со своей сестрой Варенькой, обаятельной хохотушкой. Зажигательная Варенька на именинах у директора понравилась всем, в том числе и Беликову. В учительском коллективе появилась идея поженить их. Варенька не возражала, но Беликов всё осторожничал, сомневался, «нудел», что женитьба — шаг серьёзный.

Вскоре по городу разошлась карикатура на влюблённого Беликова и произвела она на него самое удручающее впечатление. Ещё один удар получил Беликов, когда увидел Вареньку и её брата верхом на велосипедах. Катание на велосипедах он посчитал неприличным. С этой претензией он отправился к Коваленко. Происходит конфликт. Коваленко, не терпящий Беликова, спустил его с лестницы. Скатившегося Беликова увидела входящая Варенька и залилась смехом, с которым рухнуло сватовство и жизнь героя. После этого он слёг и больше не встал. Через месяц Беликова похоронили с чувством облегчения.

В финале приятели ещё поговорили о вариантах жизни в футляре.

7. Система образов произведения.

Беликов — гимназический учитель греческого языка, около сорока лет. Он имеет стремление упаковывать в чехлы все свои вещи (ножик, часы, очки), одежда его подобна футляру (пальто, калоши, очки, зонтик). И душа его тоже закрыта от всех. Беликова снедает страх перед жизнью, он всего боится.

Он не способен мыслить широко, только в рамках циркуляра. Беликову под силу только чтение газетных статей, не требующих анализа. Мировоззрение этого человека тоже заключено в своеобразный футляр. Беликов имел по городу репутацию фискала, его боялись, он подчинил себе весь город, под его влияние даже дамы по субботам не ставили домашних спектаклей.

Михаил Коваленко — молодой учитель истории и географии, приехавший из Малороссии. Это человек жизнерадостный, энергичный, открытый, много читает, терпеть не может Беликова, обстановку в городе считает невозможной, удушающей.

Варенька — сестра Михаила Коваленко, около тридцати лет, весёлая, любит петь и плясать. С братом жить не просто, часто ссорятся, ей нужен свой угол, поэтому не прочь выйти замуж, хоть за Беликова. Отнеслась к нему со вниманием, сердечно, что его и подкупило.

8. Композиция произведения.

В целом композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе».

Пролог — разговор приятелей о людях, предпочитающих замкнутую, одинокую жизнь.

Экспозиция — Буркин рассказывает о привычках и особенностях жизни Беликова.

Завязка — приезд в город Коваленко с сестрой Варей.

Развитие действия: Беликов очарован Варенькой, она к нему благосклонна, он хочет жениться, но не решается; карикатура на романтического Беликова; «потрясение» Беликова от вида катающихся на велосипедах Коваленок.

Кульминация — ссора между Беликовым и Михаилом Коваленко, закончившаяся спуском главного героя с лестницы; смех Вареньки, добивший героя.

Развязка — упокоение Беликова в гробу как достижение им своего идеала.

Эпилог — разговор приятелей об общей «футлярности» их жизни.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главный приём автора — художественная деталь «футляр». Она символизирует не только личностную сущность героя, но и явление в общесте — «футлярную жизнь».

Излюбленное выражение Беликова «как бы чего не вышло» обрело крылатость.

Смерть Беликова — ключевая деталь произведения. Герой умирает от невозможности для него осмыслить и перенести происшедшее событие, оно для него — нечто недопустимое и невообразимое.

10. Отзыв о произведении.

А.П. Чехов в рассказе «Человек в футляре» беспощадно изобразил мелочную жизнь обывательской среды. Писатель всегда был врагом обыденности и пошлости. Он считал, что жизнь даётся один раз, и прожить её надо бодро и достойно. Трудно с ним не согласиться.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Дорогие уроки»
  • Анализ рассказа Чехова «Белолобый»
  • Анализ рассказа Чехова «Хорошие люди»
  • Анализ рассказа Чехова «Ионыч»