Анализ рассказа Чехова «Хорошие люди»


1. История создания произведения.

Рассказ «Хорошие люди» с первоначальным названием «Сестра» был написан А.П. Чеховым в 1886 году, опубликован — в ноябре этого же года в газете «Новое время» (№3856). Для издания рассказа в собрании сочинений Чехов переработал финал, и в конечном варианте герой умирает, о нём все забывают.

Во время работы над рассказом Антон Павлович проявлял интерес к философским трудам Льва Толстого. В 80-е годы 19 века теория непротивления злу насилием была предметом литературных споров, в которых Чехов принимал участие.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Жанр «Хороших людей» — рассказ. Признаки: незначительный объём; только два действующих лица; прослеживается одна сюжетная линия; большое значение в произведении имеет деталь.

3. Название произведения и его смысл.

Чехов сменил название рассказа «Сестра» на «Хорошие люди», вероятно, потому, что конечный вариант более точно отражает идею рассказа. При этом в названии содержится скрытая двусмысленность. Так ли хороши эти хорошие люди?

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведётся от первого лица (рассказчика). В этом случае события в произведении, героев читатель воспринимает с точки зрения рассказчика.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Бессодержательность жизни.

Проблематика: Человек с небольшими данными самонадеянно считает себя одарённым высоким призванием, развивает кипучую деятельность, которая не приносит достойных плодов, никому не нужна, вызывает, в конце концов, отчуждение близких людей.

Идея: Занимаясь ненужным делом, человек губит жизнь.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Владимир Семёныч Лядовский, живущий в Москве, юрист по образованию, по службе занимался контролем железной дороги, но всё своё свободно е время посвящал литературе. Каждую неделю он писал в газету критический фельетон.

Герой жил вместе с сестрой Верой Семёновной, врачом. В жизни сестры произошла личная драма. Вскоре после замужества её супруг умер от тифа. Вера Семёновна тоже переболела, после выздоровления, узнав о смерти мужа, отравилась морфием, но выжила. После всех переживаний поселилась у брата. Практическая медицина её не удовлетворяла, и она проводила время в безделье у любимого брата, на это уходила её молодость. К брату у Веры Семёновны было благоговейнее отношение, его литературные труды вызывали у неё большое уважение.

Однажды у сестры возник вопрос к брату: «Что значит непротивление злу насилием?». Завязалась беседа, в которой ответы Владимира Семёныча не удовлетворяли сестру. Разговор на эту тему продолжился и в следующий день. Брату не удавалось отшутиться. Вера о чём-то сосредоточенно думала целые дни. Их отношения стали портиться. Однажды она заявила о скуке и бессодержательности их жизни, предъявила брату претензию, что он тратит лучшие годы на «бог знает что». Конфликт нарастал. Их отношения стали холодны.

Вера Семёновна, ничего не делала целыми и не читала, о чём-то думала с холодным и сухим выражением лица. Она отказалась от помощи прислуги, сама убирала за собой, чистила башмаки, платье. И одним летним утром сестра объявила Владимиру Семёнычу, что уходит в N–скую губернию прививать оспу. Они расстались чужими людьми, больше не виделись. Сам Лядковский умер от воспаления лёгких. Он упокоился на Ваганьковском кладбище среди других литераторов, но о нём скоро забыли, могила его пришла в запустение. Попытка собрать деньги на приведение её в порядок потерпела неудачу.

7. Система образов произведения.

Владимир Семёныч Лядковский — юрист, на досуге занимающийся литературной критикой, подвижный, изящный болтливый. В начале рассказа создаётся впечатление, что герой — поверхностный графоман, выступающий в роли просвещённого интеллигента, искренний и одновременно — самоуверенный, но вполне безвредный, что даёт право называться «хорошим человеком». Но постепенно открывается некоторая снисходительность в смысле такого названия рассказа: герой при своих больших амбициях начисто лишён литературного профессионализма.

Лядовский с большим удовольствием занимается пустым журнальным критицизмом, который полагает актом самопожертвования, и верит в его самодостаточность. Но поиски истины ему не по плечу, потому что он о ней всерьёз не задумывается.

Вера Семёновна — сестра главного героя, врач. В сравнении с братом она выглядит угловатой, угрюмой, неряшливой. После смерти мужа пережила депрессию, но постепенно возвращалась к жизни. Внешне она была бездеятельна, но много размышляла. Отсюда и отвлечённые вопросы к брату о непротивлении злу насилием, и прозрение, что он занимается чепухой. И ушла из отношений родственная теплота, кончилось бесконечное доверие к брату. Вере Семёновне требовалось практическое действие, и она уходит, решив заняться медициной (прививать оспу в одну губернию).

Чехов не задаётся вопросом о правильности толстовских идей, его волнует, что «хорошие люди» равнодушно расстались совершенно чужими, что жизнь их лишена содержательности.

8. Композиция произведения.

Экспозиция рассказа — знакомство читателя с главным героем, его увлечением, историей его сестры.

Завязка — вопрос сестры к брату о теории непротивления злу.

Развитие действия — споры на заданную сестрой тему; ухудшение отношений; обвинение сестры брата в бесполезной жизни; полное отчуждение между ними.

Кульминация: Вера Семёновна уходит, стремясь заняться делом, — прививать оспу.

Развязка: Лядковский умирает от воспаления лёгких.

Эпилог: О Лядковском все забыли, его могила заброшена, не удалось собрать денег на приведение её в порядок.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Художественная деталь в изображении главного героя: «большой лоб и длинная грива», «с вдохновенным лицом возлагал он венок на гроб какой-нибудь знаменитости», «с важным, торжественным выражением собирал подписи для адреса», «красивым писательским жестом откидывая назад волосы». Такими деталями автор подчёркивает внимание героя к проявлению «писательства» в своей внешности, что обычно свойственно бездарностям.

Комический эффект создаётся несоответствием. Например, герой говорил: «Нас немного!» и «Что за жизнь без борьбы? Вперед!», а сам «ни с кем никогда не боролся и никогда не шел вперед».

10. Отзыв о произведении.

Рассказ А.П. Чехова «Хорошие люди» заставляет задуматься о правильном понимании своего места в жизни, о наполнении её достойным содержанием.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Дорогие уроки»
  • Анализ рассказа Чехова «Белолобый»
  • Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Анализ рассказа Чехова «Ионыч»