Анализ рассказа Чехова «Дорогие уроки»


1. История создания произведения.

Рассказ «Дорогие уроки» был написан Чеховым в 1887 году, опубликован впервые в ноябре этого же года в «Петербургской газете» за подписью А. Чехонте.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Дорогие уроки» — рассказ, поскольку это произведение невелико по объёму, построено на одной сюжетной линии, в нём задействовано небольшое количество персонажей.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Дорогие уроки» содержит иронию автора. Причина иронии — несоответствие качества преподавания и цены уроков. Учительница преподаёт настолько дурно, что результата нет никакого, но герой исправно платит ей оговоренную цену за урок.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование от автора (третьего лица), который воспринимает происходящие события с позиции главного героя (Воротова), подключая, таким образом, несобственно-прямую речь. Так автор открывает все душевные движения этого героя, но доступ к сознанию героини (м-ль Анкет) утрачивает, отмечая только внешние проявления её внутреннего мира.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Интеллигентская мягкотелость перед деловитостью серости.

Проблематика: Что важнее: быть принципиальным или попустительствовать недобросовестности и непрофессионализму из «гуманных» соображений?

Идея: Нет пользы в попустительстве плохой работе тому, кто её заказывает; нет пользы человеку, занимающемуся не своим делом или выполняющим его недобросовестно.

Герой рассказа, видя неспособность девушки к преподаванию, продолжает тратить бессмысленно время и деньги на её бесполезные уроки. Он пожалел барышню, зарабатывающую себе на хлеб, спасовал перед её деловой хваткой, да ещё и увлёкся ей. Героиня таким подходом своего ученика только развращается: работает спустя рукава, не интересуется результатом своего труда, не стремится повысить уровень преподавания. Деньги получает ни за что.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Воротов, имея учёную степень, не знал иностранных языков, требуемых для научной работы. Он решил восполнить этот пробел в образовании. Решение привело его к знакомству с француженкой Алисой Осиповной Анкет, окончившей пансион. Молоденькая и красивая девушка повела себя с ним строго и по-деловому. По началу Воротов проникся к ней уважением и сочувствием, так как она сама зарабатывала себе на хлеб. Но скоро выяснилось, что m-lle Анкет весьма необразованна и «взрослых учить не умеет». Устав от бесполезных занятий, Воротов, хотел было расстаться с ней, но увидев, что m-lle Анкет заволновалась, решил всё оставить по-прежнему. Её эффектной внешностью Воротов был очарован, он увлёкся барышней, дело дошло до признания в любви, но герой был безразличен Алисе Осиповне, его объяснение испугало её перспективой потери уроков. Но занятия продолжаются в том же ключе. Финал остаётся открытым.

7. Система образов произведения.

Воротов, молодой человек 26 лет, но полный, с одышкой. Он образованный человек, занимается научной работой, имеет степень кандидата. Мягкий по характеру, гуманный по убеждениям, Воротов не может занять принципиальную позицию в затруднительной ситуации, плывёт по течению, а его используют.

Алиса Осиповна Анкет, молоденькая девушка после пансиона, француженка по происхождению, зарабатывает уроками французского языка. До обеда она ведёт занятия в пансионе, а после обеда ходит давать уроки в хороших домах. Внешне девушка очень хорошенькая, настоящая француженка, одета по последней моде, изысканно, но холодное и деловое выражение лица её свидетельствовало, что m-lle Анкет интересуют только деньги. Судя по её туалетам, зарабатывала она неплохо.

Девушка выглядит серьёзной, проявляет пунктуальность, но герой скоро обнаружил её необразованность и отсутствие преподавательских способностей. Учительницу не смущает, что она работает вхолостую, ничему не может научить Воротова. Её цель — деньги. Пользуясь мягкотелостью своего ученика, она продолжает приходить к нему, дурно переводит тексты. Отбыв положенный час, уходит.

8. Композиция произведения.

Экспозиция — решение Воротова выучить иностранный язык.

Завязка — знакомство Воротова с m-lle Анкет.

Развитие действия — попытка Воротова объяснить учительнице, как нужно с ним заниматься; бесполезность занятий, попытка Воротова прекратить уроки; продолжение бессмысленных занятий, влюблённость Воротова в m-lle Анкет.

Кульминация — объяснение Воротова в любви Алисе Осиповне, оставшееся не принятым.

Развязки в рассказе нет, финал открыт: Воротов продолжает оплачивать ненужные уроки.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Художественная деталь, подчёркивающая особенности личности персонажа:

m-lle Анкет — «с холодным и деловым выражением», «сказав сухое и холодное «au revoir, monsieur», «нежный, тонкий, волнующий запах»;

Воротов — «пухл, тяжел», «добродушно улыбаясь», «дружелюбно осведомился», «пробормотал он, смущаясь».

10. Отзыв о произведении.

Рассказ А.П. Чехова «Дорогие уроки» современен до сей поры. Нередко недалёкие деловые люди пользуются добротой и излишней мягкостью интеллигентных людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Белолобый»
  • Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Анализ рассказа Чехова «Хорошие люди»
  • Анализ рассказа Чехова «Ионыч»