Анализ рассказа Чехова «Каштанка»


1. История создания произведения.

Впервые это произведение вышло в свет под названием «В учёном обществе» в 1887 году, на Рождество. В 1892 году Чехов переработал его для выпуска в иллюстрированном издании. В результате главы были разделены по-другому, и появилась ещё одна — «Беспокойная ночь».

Об истории создания произведения сведения разноречивы. Дрессировщик Владимир Дуров считал, что происшествие с его любимой собакой послужило основой сюжета «Каштанки», а, по мнению В.А. Гиляровского, «Каштанка» написана на основе рассказа о собаке артиста Григорьева. Приятель Чехова Е.Т. Ефимьев утверждал, что образ Каштанки списан с его собаки.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Есть мнения, что «Каштанка» — повесть. Вероятно, такая точка зрения связана с разделением текста на главы и протяжённостью истории приблизительно в месячный срок. Всё же принято считать «Каштанку» рассказом на том основании, что в произведении только одна сюжетная линия, повествование довольно динамично, не содержит лирических отступлений и по объёму до повести не дотягивает.

3. Название произведения и его смысл.

Каштанка — кличка собаки, очень тёплая, вызывающая ассоциации с каштановым орехом. Вынося имя в название, писатель, очевидно, намеревается создать в своём произведении типический образ (например, «Рудин», «Дядя Ваня», «Евгений Онегин»). Значит, изложенная история должна быть типичной.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица, но назвать повествование чисто авторским нельзя. Чехов использует такую повествовательную форму, как несобственно-прямая речь, которая сливается с авторской речью. В рассказе автор говорит, чувствует и думает за своего героя — Каштанку, которая попеременно выступает объектом и субъектом речи. Субъективация повествования, то есть изображение действительности глазами Каштанки, помогает глубже проникнуть в её мир.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Человек и животное, их взаимоотношения.

Идея: Бескорыстная любовь и преданность.

Каштанка не променяла на сытую жизнь своих старых хозяев, у которых она выросла. В трудную минуту ей встретился добрый человек, который позаботился о ней. У этого незнакомца ей жилось не в пример лучше, чем у прежних нерадивых хозяев. Но только встретились Каштанке снова Лука Александрыч и Федюшка, как она пришла в неописуемый восторг и убежала к ним.

Проблематика. Люди должны ответственно относиться к живым существам, наделённым способностью любить их, и не причинять им страданий.

Среди людей встречается как душевная чуткость (незнакомец), так и душевная чёрствость в отношении «братьев наших меньших». Столяр Лука Александрыч и его сын Федюшка по-своему любят Каштанку, но в силу примитивного воспитания и душевной неразвитости часто обращаются с ней жестоко.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Каштанка, молодая рыжая псина с лисьей мордой, потерялась на улице, отстала от своего хозяина, вечно пьяненького столяра Луки Александрыча. Бедняжка выбилась из сил, ища его. За весь день она, кроме клейстера у переплётчика и шкурки колбасы, ничего не ела. Зимой, в темноте, одна. Каштанкой овладело отчаяние и ужас, она «стала горько плакать» у подъезда. К счастью, на неё наткнулся незнакомец, который пожалел и приютил её. Он оказался клоуном цирка.

Незнакомец до опьянения накормил Каштанку, позже познакомил её с другими обитателями квартиры — котом и гусем. Она стала жить с ними, в отведённой им комнате с грязными обоями. Новый хозяин назвал собаку Тёткой, откормил её до внешней холёности и стал с успехом обучать Тётку трюкам. Каштанка-Тётка подружилась с котом Фёдором Тимофеевичем и гусем Иваном Иванычем, привыкла к новой жизни, вкусной еде, но часто на неё накатывала грусть, какие-то милые фигурки, пахнущие клеем и стружками, смутно всплывали в её памяти.

Однажды ночью случилось несчастье: умер гусь Иван Иваныч, попавший накануне под копыто лошади. Новый хозяин (мистер Жорж) берёт в цирк для номера Каштанку. Номер сорвался, потому что посреди представления с галёрки её стали звать Лука Александрыч и Федюшка. Их лица для неё были яркой вспышкой, озарившей память. Обезумевшая от счастья Каштанка бросается к ним. И уже прежняя сытая жизнь кажется ей тяжёлым сном.

7. Система образов произведения.

Каштанка — молодая рыжая дворняга с примесью таксы. Делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первым дано право бить её, а вторых она сама может кусать за икры. Не выносит музыки. Очень любит хозяина Луку Александрыча, его сына, столярную мастерскую с запахом стружек, клея и лака. Отличается смышлёностью, легко учится трюкам у клоуна.

Лука Александрыч — хороший столяр, у него много заказчиков, но часто бывает навеселе. Каштанка для него и собеседник, и спутник, но может пнуть, кормить забывает, жестокие забавы сына с собакой не пресекает. Однако очень радуется, когда пропавшая Каштанка находится.

Незнакомец — клоун из цирка, занимается дрессировкой животных, ставит с ними забавные номера. В его голосе звучат тёплые, душевные нотки. Очень добр к животным, сочувствует Каштанке.

Кот Фёдор Тимофеич и гусь Иван Иваныч — дрессированные животные клоуна. Кот старый, ленивый, исполняет всё команды нехотя, делая одолжение и презирая цирковое искусство. Гусь многоречив, что раздражало Каштанку. В подготовке номеров трудился до седьмого пота вместе с хозяином.

8. Композиция произведения.

Завязка — в первых строках рассказа: Каштанка потерялась. Дальше, в развитии действия. Читатель наблюдает за жизнью Каштанки у нового хозяина. Кульминационный момент — вскрик детского голоса среди публики («Тятька!...А ведь это Каштанка!»). Развязка — счастливая Каштанка идёт следом за Лукой Александрычем и Федюшкой.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В рассказе Чехов широко использует такой художественный приём, как метафора. Этот приём позволяет описывать жизнь собаки так, что она становится приближенной к жизни человека. Так, Каштанка бегала, плача, старалась дать себе отчёт, решала вопрос: где лучше…

10. Отзыв о произведении.

Сам Антон Павлович назвал своё произведение «сказкой из собачьей жизни». Он очень любил животных, особенно собак, которые всегда присутствовали в его жизни. Ему удалось создать замечательное произведение для детей, вызывающее сострадание и любовь к этим, в сущности, беззащитным четвероногим с верным сердцем.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Жалобная книга»
  • Анализ рассказа Чехова «Забыл»
  • Анализ рассказа Чехова «Мальчики»
  • Анализ рассказа Чехова «Пересолил»