Анализ стихотворения Анненского «Петербург»


Первая русская революция 1905-1907 гг. началась в Петербурге. События очень впечатлили И. Анненского, и он создал стихотворение «Петербург». Впервые его напечатали после смерти автора в журнале «Аполлон» за 1910 г. Иннокентий Фёдорович переплел в произведении разные представления о Северной столице. Известны два мифа об этом городе: он благословенный, это творение Антихриста. Многие писатели показывали Петербург в контексте того или иного мифа. Анненский акцентировал внимание на негативном представлении, показав непарадную сторону города.

Стихотворение относится к гражданской лирике. Тема его – рассказ о прошлом, настоящем Петербурга, попытка предугадать его будущее. Автор показывает, что история Северной столицы хранит «только камни да страшные были», доказывает, что орлу двуглавому еще не долго быть гигантом, скоро он «страшные были» станут «ребячьей забавой».

Начинается произведение зарисовкой петербургской зимы. Она окрашена в желтый цвет. И это не случайно, желтый – символ печали. Желтый пар, желтый снег – все это создает угнетающую картину. Лирический герой обращается, видимо, к жителям Петербурга, не только к современникам, но и к предкам: «я не знаю, где вы и где мы». Он предполагает, что их всех «сочинил царский указ». Так он намекает на то, что Петербург был основан Петром І. Он вспоминает нападение шведом, а потом говорит, что история города страшная.


Основание города автор окутывает тайной. Он говорит, что чародей дал им камни и Неву. Речку, как и снег, поэт окрашивает в желтый, но придает ему бурый оттенок. Такой цвет главной речки города соответствует атмосфере страшных событий, которые он пережил. «Пустыни немых площадей» не радуют поэта, ведь здесь казнили людей.

Так, на страшных событиях вознесся двуглавый орел. Наблюдая за революцией, И Анненский предполагает, что скоро к истории города перестанут воспринимать серьезно. А все потому, что царь не сумел подавить это движение. Поэт предсказывает, что после революции не останется «ни кремлей, ни чудес, ни святынь». Прошлое не будет вызывать ни слезы, ни улыбку. Но его и последующие поколения осознают ошибку. Даже в мае их не будут очаровывать весенние мечты: их отравят «бесплодные хотения».

Стихотворение И. Анненского «Петербург» состоит из семи катренов с перекрестной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер – трехстопный анапест. По смыслу произведение можно разделить на три части: рассказ о настоящем Петербурга, о его прошлом, предсказание будущего. Часовые промежутки размещены непоследовательно. Но это легко объясняется: невеселые картины современного автору города подталкивают к размышлениям о прошедшем и будущем Северной столицы.

Анализируемое произведение насыщено художественными средствами. Автор использовал эпитеты («желтый пар», «желтый снег», «крепко слиты», «страшные были», «темные лавры», «проклятая ошибка»), метафоры («знаю, что крепко мы слиты», «камни нам дал чародей», «немые площади», «вознесся орел наш двуглавый», «царь змеи раздавить не сумел»).




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Анненского «Я люблю»
  • Анализ стихотворения Анненского «Что счастье?..»
  • Анализ стихотворения Анненского «Тоска мимолетности»
  • Анализ стихотворения Анненского «Сентябрь»