Анализ стихотворения Анненского «Тоска мимолетности»


Мотивы вечера, ночи раскрывали многие поэты. Не исключение и И.Ф. Анненский. Пребывая в Ялте в 1904 г. он создал стихотворение «Тоска мимолетности». Опубликовано оно было посмертно в цикле «Трилистник сумрачный» сборника «Кипарисовый ларец». Иннокентий Фёдорович написал стихотворение в зрелом возрасте, видимо, этим объясняется то, что вечер для него – пора тоски и печали за уходящим днем.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, но есть в нем и признаки философской поэзии. Написано оно в жанре элегии. Тема произведения – наступление вечера, ожидание ночного часа. Автор показывает, что вечер – это не просто грань между днем и ночью, но и время желанья, тоски за днем.

В первой строке автор говорит, что «бесследно канул день». В этой незатейливой фразе чувствуется тоска лирического героя. Мужчина наблюдает за тем, как на балкон глядит луна. Белые стены теперь тоскливы и незрячие. Лирический герой констатирует очевидную вещь: «сейчас наступит ночь». Он наблюдает за чёрными облаками и понимает, что ему уже жаль последнего мгновения вечера. Эта та токая грань, которая собирает прожитое за день – «желанье и тоску» и то, что грядет ночью – «унылость и забвенье».


Видимо, вечер в Ялте автор сравнивает с мечтой. Он, как и грезы «робок и летуч». Лирический герой признается, что вечернее мгновение для него ближе, чем розовые закаты. В последнем катрене мужчина выражает свое внутреннее состояние: в его сердце «ни струн, ни слез, ни ароматов», лишь тучи. Тучи эти разорваны и слиты. Такой метафорой лирический герой, видимо намекает на то, что ему пришлось пережить не одну душевную драму.

Стихотворение И. Анненского «Тоска мимолётности» по смыслу можно разделить на две части: описание наступления вечера, воспроизведение переживаний лирического героя, возникающих вечером. Эти части размещены не последовательно. Они переплетаются, кажется, что человек сливается с природой, вторит её настроениям. Формально произведение состоит из трех катренов. Они объединены перекрестной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер – шестистопный ямб.

Для создания вечернего пейзажа и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использовал тропы. Преобладают в тексте метафоры: «бесследно канул день», «на балкон глядит туманный диск луны», «незрячие стены», «сердцу, где ни струн, ни слез», «сердцу он ближе» (про вечер). Выразительности придают эпитеты: «туманный диск», «тоскливо-белы стены», «чёрны облака», вечер «робок и летуч», «розовые закаты». Особенность произведения – игра с цветами. Автор говори о желтой луне – символе тоски. Белые стены отображают тоску лирического героя, чёрные тучи – его уныние.

В некоторых строках стихотворения И. Анненского «Тоска мимолётности» использована аллитерация. Например, тоска лирического героя подчеркивается словами с согласными «з», «с»: «там всё, что близится – унылость и забвенье»; «разорвано и слито столько туч».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Анненского «Я люблю»
  • Анализ стихотворения Анненского «Что счастье?..»
  • Анализ стихотворения Анненского «Петербург»
  • Анализ стихотворения Анненского «Сентябрь»