Анализ стихотворения Агнии Барто «Апрель»


Пейзажная лирика Агнии Барто особенная, ведь написана для детей дошкольного и школьного возраста. Вот почему от произведений этого пласта веет наивностью, простотой и легкостью. Не исключение и произведение «Апрель». В нем поэтесса рассказывает о приходе весны. Стихотворение относится к позднему периоду творчества Агнии Львовны: было создано в 1963 году.

Тема анализируемого произведения – приход весны, перемены, которые связаны с ним. Поэтесса показывает, что ранняя весна обманчива, но цветущая верба – предвестник скорого наступления теплых деньков.

Стихотворение начинается рассказом лирического героя о том, что верба зацвела. И это верный знак, «что зиме конец». Вот слышно свист первого скворца, который радуется тому, что вернулся и теперь «здешний». Лирический герой утверждает, что весне нельзя верить. Её погода переменчива. И вот уже свистит ветер, гонит по дорогам прошлогодний лист.

Пейзажная зарисовка, созданная Агнией Барто выразительная, ведь в ней изображены не только визуальные, но и звуковые образы. Между строк также читаются смешанные эмоции лирического героя: радость, вызванная приходом весны, недоверие весенней погоде.


Апрель в стихотворении представлен как шутник. Еще утром он скинул с детского сада шубки, а уже в полдень пошел снег. Но лирический герой говорит, что дела обстоят неплохо, раз уж зацвела верба. Лирический герой – человек, который любит наблюдать за природой, замечает детали. Ему приносит это наслаждение. Природа для лирического «Я» - непрочитанная книга, которая таит множество тайн.

Стихотворение «Апрель» Агнии Барто состоит из четырех строф: одного десятистишия, одного пятистишия и двух катренов. Строки в произведении объединены перекрестной и смежной рифмовкой, некоторые строки не рифмуются. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – разностопный хорей. По смыслу произведение также делится на несколько частей: рассказ о том, что верба зацвела и засвистел скворец; призыв не верить ранней весне; рассказ об апрельских шутках; попытка заверить, что не так всё «скверно».

В анализируемом произведении привлекают внимание художественные средства. В тексте есть эпитеты («первый скворец», «я здешний», «прошлогодний лист», «сельский детский сад»), метафоры («весна пришла», «зиме конец», «все апрелю шутки», «детский сад утром скинул шубки»). Привлекают внимание повторы, которые не только акцентируют внимание некоторых образах весеннего пейзажа, но и задают ритм: «верба, верба, верба, верба зацвела», «ветер, ветер, ветер по дорогам вертит…», «самый, самый первый засвистел скворец».

Интонация стихотворения спокойная, будто отображает неспешный приход весны. Только нрав апреля-шутника подчеркивается восклицательной синтаксической конструкцией.

В некоторых строках использована аллитерация, например, свист скворцов, ветра передается посредством слов с согласным «с» «з»: «самый, самый первый засвистел скворец, засвистел в скворечне», «слышен ветра свист».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Веревочка»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Мячик»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Фонарик»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Дело было в январе»