Анализ стихотворения Агнии Барто «Веревочка»


Стихотворение «Веревочка» Агния Барто написала в 1940 году, а уже в 1941 году оно вышло отдельной книгой. На момент создания произведения поэтесса уже была известна в литературных кругах, часто встречалась с общественностью.

В стихотворении Агнии Барто «Веревочка» можно выделить две темы – рассказ о весенней поре в Москве; упорство маленькой Лидочки в попытках научиться скакать через веревку. Автор показывает прелесть весенней погоды, атмосферы; восхваляет упорство Лидочки, показывает читателю, что умение идти к своей цели очень важно.

Начинается произведение пейзажной зарисовкой. Поэтесса восклицает, что на улице весенние деньки. Далее она изображает весенние улочки. Здесь всё бурлит: «заливаются трамвайные звонки», «гремят грузовики». Городской гул дополняется звуками, издаваемыми грачами.

Следующие строки рисуют в воображении читателя хор девочек, которые прыгают через веревку, задорно считая «десять раз по десяти». Это дворовые чемпионы, которые не расстаются с прыгалками. Они скачут везде: на бульваре, в переулке, в саду, на тротуаре. Как только не умеют девочки скакать: «и с разбега, и на месте, двумя ногами вместе».


Маленькая Лидочка тоже хочет научиться прыгать, но веревка вырывается из её рук. Девочки-«чемпионы» смеются с неё. Лида не может доскакать до угла. Но маленькая героиня не унывает. Она начинает тренироваться. С самого утра Иван Петрович слышит в коридоре топот ног. Он возмущается. Лидочка скачет по квартире, просит бабушку повертеть верёвку.

В последних строках Агния Барто снова рассказывает о весне, а потом – о Лидочке, которая научилась скакать «и боком с поворотом, и с прискоком, и с разбега, и на месте…». И до угла девочка теперь скачет легко. В последнем катрене поэтесса рассказывает, как всё шумит и радуется весне.

Стихотворение Агнии Барто «Верёвочка» состоит из строф с разным количеством строк. Преобладают катрены. Строки объединены перекрестной и смежной рифмовкой. Мужские рифмы чередуются с женскими. Стихотворный размер – разностопный хорей. По смыслу произведение условно делится на части: весенняя пейзажная зарисовка; рассказ о девочках, которые умело прыгают через верёвку; рассказ о попытках Лидочки научиться прыгать; успех девочки; пейзажная зарисовка. Особенность композиции – повторение строк весеннего пейзажа.

Для раскрытия темы и донесения идеи Агния Барто использовала художественные средства. В тексте есть метафоры («заливаются трамвайные звонки», «галдят грачи»), гипербола («это с нашего двора чемпионы, мастера», «полны веселья шумного бульвары и сады»), эпитеты («шумная, веселая, весенняя Москва», «скачут девочки вокруг весело и ловко», «не запыленная, зеленая листва»), сравнения («как птицы, заливаются трамвайные звонки», «кто-то топает, как слон»), фразеологизм («на все лады»).

Важную роль для раскрытия темы играет интонация. Упорство Лидочки подчеркивается при помощи восклицательных синтаксических конструкций.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Апрель»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Мячик»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Фонарик»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Дело было в январе»