Анализ стихотворения Агнии Барто «Фонарик»
Стихотворение Агнии Барто «Фонарик» было написано в 20-х гг. ХХ века. В этот нелегкий для Отечества период Агния Львовна писала идеологические произведения, на их фоне «Фонарик» - очень трогательный и детский. Стихотворение вошло в сборник «Твой праздник».
Тема анализируемого произведения – рассказ о светлячке в банке, который напоминает ребёнку фонарик. Агния Барто утверждает, что даже простые вещи могут приносить радость, главное – уметь их замечать. Кроме того, поэтесса показывает, что взрослым стоит поучиться у детей находить счастье среди серых будней.
В центре произведения лирический герой – ребёнок, который увлеченно рассказывает о своем фонарике. Строки написаны от первого лица, поэтому читатель может хорошо представить эмоции рассказчика. Уже в первых строках ребёнок хвастает тем, что ему не скучно без огня, ведь у него есть фонарик. Фонарик не обычный – днём в нём ничего не видно.
Во втором катрене раскрывается секрет этой особенности: в банке с травой сидит живой светлячок. Вечером насекомое светится зелёным огоньком. Можно представить, как ребёнок ждет вечера, чтобы снова увидеть свечение в банке.
Стихотворение Агнии Барто «Фонарик» состоит из двух катренов. Строки в них объединены смежной рифмовкой. В нём представлены только мужские рифмы: огня – меня, днём – нём, вечерком – огоньком, травой – живой. Строки написаны трехстопным хореем. Этот стихотворный размер очень часто встречается в стихотворениях Агнии Львовны. Формальная организация текста соответствует смысловой. По смыслу произведение делится на две части: рассказ о фонарике; рассказ о том, почему фонарик светится вечером.
Анализируемое произведение написано для детей, поэтому не изобилует художественными средствами. Во втором катрене есть эпитеты: «зелёный огонек», «светлячок живой». Также во втором четверостишии использованы уменьшительно-ласкательные формы слов: вечерок, огонек. Важную роль в тексте играют антонимы: днём – вечером. При помощи них поэтесса в кратком стихотворении охватывает достаточно большой промежуток времени. Акцентировать внимание на важных деталях, образах Агнии Барто помогает инверсия: «есть фонарик у меня» «это в баночке с травой светлячок сидит живой».
Привлекают внимание синтаксические конструкции. В тексте односложные предложения («На него посмотришь днём – ничего не видно в нём»), неполные синтаксические конструкции («А посмотришь вечерком – он с зелёным огоньком»).
Интонационный рисунок стихотворения спокойный. Поэтесса не использовала восклицательные синтаксические конструкции. Но даже без них читатель представляет восторг лирического героя от живого фонарика.
Стихотворение Агнии Барто «Фонарик» небольшое, но прекрасно выражает эмоции ребёнка, который созерцает чудеса природы. Оно учит детей наблюдать за природой, беречь её, радоваться её красоте. Этому стоит поучиться не только маленьким читателям и взрослым, ведь такое умение добавляет красок жизни.