Анализ стихотворения Агнии Барто «Помощница»


Стихотворение Агнии Барто «Помощница» адресовано детям дошкольного и младшего школьного возраста, но его с улыбкой перечитывают и взрослые. В нем поэтесса рассказывает, как делать нельзя. Она с доброй улыбкой рассказывает о маленькой девочке, у которой много дел.

Тема анализируемого стихотворения – рассказ о маленькой помощнице, которая всегда занята, а помочь маме и бабушке обещает потом. Автор осуждает лень, неаккуратность, неумение сдерживать обещания.

В первой строфе узнаем, что главную героиню зовут Танюша. Агния Барто не говорит, сколько девочке лет, но по рассказу о её делах, проделанных за день, нетрудно догадаться, что героиня маленькая. Утром Танюша помогала брату есть конфеты, а потом – кошке мяукать. Также девочка успела пролить столярный клей. Она не вымыла ложки, хоть и обещала. Как видим, девочка лишь доставляла бабушке с мамой хлопоты.

Были у маленькой героини и другие «важные» дела: «ела, чай пила», потом посидела с мамой и бабушкой. Когда пришло время спать, девочка попросила маму её раздеть, потому что она устала. Но девочка пообещала, что поможет завтра. Можно догадаться, что обещание она даёт не первый раз. Агния Барто не осуждает девочку, поэтесса лишь посмеивается над тем, как проходит её день.


Лирический герой – взрослый человек, отстраненный наблюдатель, хорошо знающий Танюшу и то, как проходит её день.

Стихотворение Агнии Барто «Помощница» состоит из четырех катренов, строки которых объединены смежной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Некоторые рифмы отличаются простотой: дела – пила, могу – помогу. Написано произведение четырёхстопным хореем. По смыслу стихотворение условно делится на части: рассказ о том, как проходит Танюшин день; разговор Танюши с мамой перед сном. В последнем катрене есть строка, написанная от имени девочки.

Художественных средств в произведении «Помощница» немного, ведь оно адресовано детям. Стихотворение отличается простотой. В первой строфе использована анафора «у Танюши». Также для создания иронического подтекста поэтесса ввела синонимы: немало – много. В третьем катрене привлекают внимание антонимы: села – встала. Даже название стихотворения «Помощница» создает эффект иронии, понять которую можно только после прочтения его.

Усталость девочки подчеркивается при помощи аллитерации «с»: «Перед сном сказала маме: – Вы меня разденьте сами». В строках, которые описывают хлопоты, предоставляемые девочкой использована аллитерация «р»: «пролила столярный клей, отворила дверь для кошки».

Посредством стихотворения «Помощница» Агния Барто доносит маленьким читателям мысль о том, что нужно помогать взрослым, быть внимательнее. Она также доказывает, что свои обещания нужно выполнять. А уж если помочь не получается, нужно хотя бы не мешать, не путаться под ногами и не добавлять хлопот. Некоторые советы, которые прочитываются между строк, стоит принять во внимание не только детям, но и взрослым. Интересно, что поэтесса не ругает девочку, лишь осуждает её с надеждой на то, что она исправится.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Агнии Барто «В театре»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Разлука»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Снегирь»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Любочка»