Анализ стихотворения Агнии Барто «Разлука»


Есть в творческом наследии Агнии Барто трогательные произведения для детей. Доказательством этого является стихотворение «Разлука». Написано оно за несколько лет до смерти поэтессы – в 1978 году. Её дни проходили в кругу семьи. Из-под пера появлялись не только стихотворения, но и мемуары.

Анализируемое произведение относится к позднему периоду творчества Агнии Барто. Жанр его – элегия. В стихотворении раскрыта тема разлуки ребенка с матерью. Автор показывает, как ребёнок скучает по маме; воспевает чистую, бескорыстную детскую любовь.

Центральный образ стихотворения – мальчишка, который с нетерпением ждет маму с командировки. Строки написаны от первого лица единственного числа, поэтому читатель может ярко представить эмоции ребёнка. Уже в первых строках мальчик признается, что все делает для мамы: играет гаммы, ходит к врачу, учит математику. Читатель понимает, что заниматься этим герой произведения не любит.

Мальчик даже в речку не полез, когда купались другие ребята. Он просидел один на пляже. Он также моет для мамы руки, ест овощи. Наконец, ребёнок рассказывает, что мама уже пять дней в командировке в городе Прилуки. Он признается, что сначала он воспользовался тем, что мамы нет: не играл гаммы, насмотрелся телевизор. Там прическа одной артистки напомнила мамину. И вот в этот вечер ребёнку нечем заняться. Он замечает, что отец держит в руках газету, но не читает её, о чем-то задумался. Понятно, что он соскучился по супруге и лишь успокаивает себя и сына: «Потерпим малость, десять дней ещё осталось…».


Мальчик кладет спички на место и моет руки. Он размышляет, зачем так делает: по привычке или со скуки. Он начинает играть гаммы и замечает, что без мамы они звучат печально.

Стихотворение Агнии Барто «Разлука» состоит из девяти строф. Преобладают катрены, но также есть двустишья и пятистишие. Разделение на строфы продиктовано смыслом. В тексте использована смежная и перекрестная виды рифмовки. Преобладают женские рифмы, но есть также мужские. Написаны строки четырехстопным хореем. По смыслу произведение тяжело разделить на части, ведь каждая строка описывает эмоции ребёнка, вызванные разлукой с матерью.

Тем, что стихотворение адресовано детям, а также написано от имени ребёнка, продиктованы особенности его художественного оформления. В тексте не много средств выразительности. Автор использовал метафоры («отложил в сторонку гаммы», «в глазах пошли полоски», «одна артистка ходит в маминой прическе», «он витает где-то», «звучат печально гаммы»), эпитеты («вечерняя программа», «мамина прическа»). Привлекает внимание анафора «для нее», которая помогает реализовать идею, сделать эмоциональные акценты.

Важную роль в воспроизведении эмоций ребенка играет интонация. В тексте использованы оборванные синтаксические конструкции, восклицательное предложение. Они отображают печаль ребенка и отца, пустоту, которая воцарилась в доме без мамы. В некоторых строках использована аллитерация, например, слова с согласным «с» воспроизводят тоску: «со скуки я кладу на место спички…».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Агнии Барто «В театре»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Снегирь»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Любочка»
  • Анализ стихотворения Агнии Барто «Помощница»