Анализ стихотворения Блока «Глушь родного леса…»
Почти каждое лето А. Блок отдыхал на даче в Шахматово, купленной его дедом. Впервые его возили туда в шестимесячном возрасте, последний раз поэт побывал в Шахматово в 1916 году. Природа Подмосковья оставила след в творчестве Александра Александровича. В сентябре 1901 года она вдохновила на написание стихотворения «Глушь родного леса…».
Анализируемое произведение относится к пейзажной лирике, во второй части появляются философские нотки. Жанр – элегия. Тема – красота ранней осени, рассказ об эмоциях, которые она вызывает. Автор показывает, что ранняя осень обладает особым очарованием, во время неё утихают речи, но память остаётся.
Основа стихотворения – лесная пейзажная зарисовка. Произведение начинается описанием лесной глуши. Она уже успела сменить зелёный цвет на жёлтый. Теперь лес похож на яркую, красивую завесу. Александр Александрович не описывает её детально, но читатель, подключив фантазию, и сам может выразительно представить изображаемую картину природы.
Осень принесла с собой тишину. Поздние слова, кажется, замерли где-то далеко, «отзвучали речи». Об этой тишине говорит лирический герой. Он признаётся, что его память всё ещё жива. Герой не рассказывает, о чем он не может забыть, но читатель понимает, что это какие-то важные события его жизни.
Стихотворение А. Блока «Глушь родного леса…» состоит из двух катренов. Строки объединены перекрёстной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – двустопный и трёхстопный хорей. Смысловая организация соответствует формальной. В первой смысловой части А. Блок создаёт лаконичный осенний пейзаж, во второй части раскрываются эмоции лирического героя. Настроение лирического героя соответствует осенней атмосфере. В его словах чувствуется тоска, ностальгия.
В лаконичном произведении достаточно много художественных средств. Они являются инструментом для создания пейзажной зарисовки, раскрытия темы, реализации идеи и воспроизведения эмоций лирического героя. В тексте есть эпитеты («родной лес», «жёлтые листы», «яркая завеса», «поздняя красота», «поздние слова»), метафоры («яркая завеса поздней красоты», «замерли далече поздние слова», «память всё жива»). Художественные средства отличаются простой, но это не делает произведение беднее. Наоборот, простота придаёт очарования, позволяет читателю полностью окунуться в мысли лирического героя.
В некоторых строках стихотворения использована аллитерация. Например, тоска лирического героя передается при помощи слов с согласными «з» «с»: «завеса поздней красоты», «замерли далече поздние слова». Также А. Блок создает иллюзию шуршания осенней листвы посредством слов с согласными «ш», «с», «ж»: «глушь родного леса, жёлтые листы».
Привлекает внимание синтаксическое строение первого катрена. В нем нет ни одного сказуемого, выраженного глаголом. Таким образом, Александр Александрович придает пейзажной зарисовке статичности, подготавливает читателя к восприятию второй части.