Анализ стихотворения Окуджавы «Арбатский дворик»


Образы Арбата, арбатского дворика неоднократно появлялись в творчестве Б. Окуджавы. В коммунальной квартире на Арбате прошли детские годы поэта. В школу его отправили в Грузию. После того как отца Булата Шалвовича репрессировали и расстреляли, мать с бабушкой снова вернулись в Москву. Спустя год мать поэта отправили в ссылку. Булату Шалвовичу пришлось на некоторое время вернуться в Грузию. В Москву он приехал в 1956 году, когда реабилитировали его родителей. Стихотворение «Арбатский дворик» было написано спустя три года после возвращения Б. Окуджавы – в 1959 г.

Анализируемое произведение относится к интимной лирике. По жанру это элегия. Тема – раздумья об арбатском дворике, описание эмоций, которые возникают во время пребывания в этом дворике. В контексте этой темы представлен мотив быстротечности жизни. Булат Шалвович показывает, что есть места, которые дарят особые ощущения, наполняют человека силой и добром. Память о таких местах нужно хранить до конца жизни.

Ключевые образы – лирический герой и арбатский дворик. Строки написаны от первого лица единственного числа, поэтому эмоции мужчины, его мысли, как на ладони. В начале произведения лирический герой говори, что годы проходят, как песни. Время меняет его взгляды на жизнь. Родной дворик становится тесным для героя, и он уходит. Мужчина не просит «ни почестей и ни богатства», с собой он уносит только арбатский дворик.


Лирический герой стихотворения Б. Окуджавы «Арбатский дворик» представляет, что сложил родное сердцу место в заплечный мешок. Видимо, речь идет о каких-то вещах, которые ассоциируются с двориком. Двор, по мнению, его жителя, имеет человеческую душу. Лирический герой не может его так просто оставить, ведь с этим двором он сильнее и добрее. И больше ему ничего не нужно. Мужчина с удовольствием греет озябшие руки о камни арбатского дворика.

Стихотворение Б. Окуджавы по смыслу можно разделить на части: признанье лирического героя в том, что он уходит из родного дворика; рассказ о том, как он уносит родное место с собой; раздумья героя о том, что значит для него дворик. Формальная организация анализируемого произведения – четыре катрена с перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий.

Раскрыть тему, реализовать идею, создать образ арбатского дворика поэту помогают художественные средства. В тексте использованы метафоры («иначе на мир я гляжу», «во дворике этом мне тесно», «дворик арбатский с собой уношу, уношу», «в мешке вещевом и заплечном лежит в уголку», «двор с человечьей душой»), эпитеты («дальние дороги», «маленький дворик», «сильнее я с ним и добрее»), сравнение («годы проходят, как песни»), антитеза («я руки озябшие грею о теплые камни его»), повтор («с собой уношу, уношу»).

В некоторых строках используется антитеза. Например, душа дворика изображается поседством слов с шипящими «ш», «щ», «ч»: «В мешке вещевом и заплечном… тот двор с человечьей душой».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Окуджавы «Полночный троллейбус»
  • Анализ стихотворения Окуджавы «Ангелы»
  • Анализ стихотворения Окуджавы «А мы с тобой, брат, из пехоты...»
  • Анализ стихотворения Окуджавы «Здесь птицы не поют...»